О том, как это бывает непросто, как нелегко научиться этому «ремеслу», рассказывает инспектор I категории управления социальной защиты населения администрации Белгорода, психолог и преподаватель школы приёмных родителей Ирина Яцына.
На территории города Белгорода в настоящее время выявлено 366 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из них охвачено семейными формами устройства 282 ребёнка. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении находятся 84 ребёнка указанной категории, которые ищут родителей. Многие семьи в силу разных причин стремятся стать родителями для ребёнка-сироты. С 2012 годя для всех приёмных семей стало обязательным пройти определённую подготовку.
- Как ваша школа готовит людей к такому ответственному шагу - стать приёмным родителем?
- Программа школы приёмных родителей рассчитана на 2,5 месяца и включает в себя три блока: медицинский, юридический и психологический. Первые два не очень объёмные, на каждый отведено 1-2 занятия. Поэтому основной и самый трудный для освоения блок - психологический. Занятия данного блока проходят в тренинговой форме и построены таким образом, чтобы кандидаты могли на практике опробовать полученный теоретический материал.
«Я хочу стать родителем»
- Что самое важное на первом этапе обучения?
- Самое главное - определиться с мотивом приёмных родителей. Неизбежно возникает вопрос: на что стоит обратить внимание при встрече с ребёнком в интернате? У ряда граждан позиция такая: этот ребёнок нравится, а этот не очень. Это неправильно, и в какой-то мере инфантильно для взрослых людей. Поэтому первый, главнейший вопрос усыновления: для чего вам нужен ребёнок? То есть семейной паре, прежде чем решиться на такой ответственный шаг, следует для самих себя чётко осмыслить мотивы. Причины бывают самые разные: увидел сироту по телевизору и появилось чувство, что ему надо помочь; в семье должны быть дети; жалко деток и хочется им помочь и так далее. Но истинные мотивы взрослые скрывают порой даже от самих себя. Нередко люди хотят, чтобы их любили, были им благодарны, отвечали на их заботу радостным смехом, однако все эти желания, к сожалению, далеко не всегда исполняются, как только в доме появляется ребёнок. Поэтому подлинным должен стать мотив не «Я хочу ребёнка», а «Я хочу стать родителем».
Научиться Уважать
- С какими проблемами могут столкнуться приёмные родители?
- Редкий взрослый задумывается о том, что он может и способен дать усыновлённому ребёнку? И здесь важен не только бытовой комфорт маленького человека, а душевное участие, уважение к нему, умение выслушать его мнение, которое может выражаться и в капризах, способность почувствовать истинные мотивы поведения ребёнка.
Первая трудность, с которой может столкнуться семья, - это адаптация. Ведь ребёнку бывает трудно перестроиться после жизни в детском доме и стать «любимым в семье».
Процесс привыкания к новым условиям жизни сопровождается стрессом не только для ребёнка, но и для приёмных родителей. Редко кто из взрослых задаётся вопросом: «А как я буду привыкать к ребёнку, смогу ли я?».
Гены не виноваты
- Как дети чаще всего ведут себя сразу после усыновления?
- Дети часто стараются угодить своим новым родителям во всем. Их поведение может быть совсем непредсказуемым. Но также ребёнок может просто не подпускать к себе взрослых, потому что однажды уже был ими брошен. Или, наоборот, не хочет отпускать от себя новых родителей ни на шаг. В такой ситуации даже минимальный перерыв в общении может стать стрессом для ребёнка.
Второй проблемой является тайна усыновления. Нужно ли говорить ребёнку о том, что его усыновили? Этот вопрос всегда стоит перед родителями. Если они решают скрывать факт усыновления, то есть большой риск, что ребёнок узнает об этом от кого-то другого. А это сопровождается гораздо большими переживаниями для всех членов семьи. Не нужно стыдиться прошлого ребёнка, его прежней семьи и факта усыновления. Ребёнок должен быть уверен, что в его новой семье его любят, несмотря ни на что.
Еще одной проблемой может стать трудное поведение ребёнка. Многие родители думают, что всему виной гены. Но сложно бывает не только с приёмными детьми, но и с родными. И чаще всего, трудное поведение - это маркер, который говорит о том, что ребёнку трудно. Не каждый взрослый способен анализировать свои чувства, что уж говорить о детях?! И тут очень важна будет помощь и поддержка родителей.
- Какие виды упражнений включены в вашу программу?
- Основной формой обучения в школе приёмных родителей является тренинговая группа. Взрослые люди отвечают на различные, казалось бы простые вопросы (метод мозгового штурма). Наиболее частые ответы: добрый, ласковый, любящий. После этого их просят разъяснить, в чём конкретно может выражаться доброта, любовь и ласка. Тогда становится понятно, что хороший родитель - это тот, кто может в конфликтной ситуации встать на сторону ребёнка. Например, ребёнок при всём классе грубо ответил учителю - кто из взрослых встанет на его сторону, сможет понять истинные причины подобного поведения, прежде чем возьмётся за наказание? Сможет ли осуществить наказание, уважая личность ребёнка и учитывая истинные мотивы трудного поведения? В данном примере истинные причины могут скрываться и в личности самого учителя, и в переживаниях ребёнка, и даже в особенности семейной ситуации, в которой он воспитывается. Порой очень трудно выявить истинные мотивы поведения, но это крайне важно для успешного воспитания и, главное, для формирования теплых дружеских и доверительных взаимоотношений между родителями и их чадом. Это заставляет многих уже всерьёз задуматься о своей готовности привести в дом маленького человека.
- Часто ли люди, пройдя подготовку, отказываются от своих изначальных намерений стать приёмными родителями?
- В процессе подготовки, с 2012 года, 7 человек (3 семьи и 1 одинокая женщина) отказались от идеи усыновления. То есть остыв от первого эмоционального порыва и осознав собственные возможности и предстоящие трудности, они отказались от идеи принять ребёнка в семью. И это результат школы, так как впоследствии огромен риск отказа от ребёнка уже после того, как он попал в семью, а это крайне травматично для развития личности ребёнка, так как его предают второй раз.
В целом же за последние два года в Белгороде осуществлено 2 отказа от уже усыновлённых детей. Никакая из этих семей соответствующую подготовку не проходила, так как она обязательна с 2012 года, а они усыновляли детей ранее.
- Часто ли усыновляют детей в подростковом возрасте?
- Нет, к сожалению, такие случаи бывают крайне редко. Не все подростки хотят в приёмные семьи, потому что определённое время уже прожили в интернатном учреждении. Если усыновлять взрослых детишек, появляются дополнительные трудности.
Могу привести пример, не называя имён. Одна семья усыновила ребёнка, младшего школьного возраста. Но у него была привязанность к женщине из персонала детского дома. Ребёнку было очень трудно адаптироваться, потому что он горевал по своему прошлому. Можно было бы попросить приходить в гости ту женщину, но это не выход, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы все трудности новая семья прошла вместе без привлечения других людей. Именно тогда мама применила все те знания, которые мы ей давали. Она стала разговаривать с ребёнком, налаживать контакт и помогла ему разобраться в своих эмоциях и переживаниях, была попросту рядом в момент переживания потери. И ребёнок почувствовал, что эта семья его не бросит даже в трудной ситуации.
Смотрите также:
- «Не соответствует ожиданиям». Психолог о том, почему возвращают «приемышей» →
- Гиперопека и контроль. Какие методы воспитания могут сломать ребёнку жизнь →
- Увидеть проблему вовремя. Как помочь особенным детям-аутистам? →