«Платоновский фестиваль»: подводим итоги и развенчиваем скандалы

Воронеж, 25 июня – АиФ-Черноземье. Воронежцы подводят итоги Третьего Платоновского фестиваля, который объединил в себе абсолютно разные направления искусства – от классических оперных исполнителей до авангардных постановок мировых театров. Две насыщенные культурными мероприятиями недели подошли к концу, оставив после себя как восторженные отзывы зрителей, так и скандалы.

   
   

Многих поразило грандиозное открытие фестиваля и выступление несравненной Хиблы Герзмава, которая задала невероятно высокую планку. Звезда такого мирового уровня покорила воронежцев своим талантом и прекрасным вокалом, а небольшое расстройство по поводу болезни Барбары Фриттоли, выступление которой планировалось изначально, быстро улетучилось.

Воронежцы против авангарда

Открытие театральной программы прошло гораздо скандальнее: таллиннская «Педагогическая поэма» надела много шума и стала известна не только зрителям и поклонникам фестиваля, но, по-моему, всему городу. Только ленивый не обсуждал эту «скандальную» и «не достойную» воронежского зрителя выходку на сцене: поцелуи девочек, мат и обнаженный актер.

Мнений «за» и «против» было множество. Особо досужий мужчина, который на самом спектакле крайне негативно высказался о том, что увидел, на следующий день сорвал пресс-конференцию с артистами для СМИ. Он пояснил это тем, что выступает «против гомосексуализма и мата в современном искусстве».

Также появился крайне негативный отзыв от профессора кафедры зарубежной литературы ВГУ Дмитрия Чугунова, в котором он крайне подробно описал свои впечатления: «Несомненным творческим шедевром стала двухминутная пламенная истерика на эстонском нецензурном. Русские субтитры были идентичны, так что Станиславский поверил бы сразу. (…) А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил свою духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант!».

Согласиться можно только в одном: скорее всего, для неподготовленного воронежского зрителя слишком авангардная постановка была не просто культурным шоком, но и культурным потрясением. Но здесь уже дело каждого, кто выбирает постановку авангардного театра. Думается, что в следующий раз ошибки будут учтены и аннотация будет более полно отражать то, что зритель увидит на сцене. Искусство может быть любым, главное, чтобы постановка не граничила с пошлостью. Здесь все под большим вопросом.

фото: Анна Неретина

Разнообразие жанров

   
   

В остальном, постановки и выступления Платоновского фестиваля не вызывали негативных эмоций у зрителей, а, наоборот, стали яркими событиями в жизни города. Из наиболее ярких, запомнившихся и интересных можно отметить «Шепот стен» компании «Маленькие часы», «Бабушки» от театра «Практика», выступления Миши Майского, Юлиана Рахлина, мастерскую Владимира Васильева, концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева.

Отдельно стоит отметить книжную ярмарку, которая прошла на Советской площади. Концерты, различные творческие встречи, мастер-классы . Особые обсуждения также вызвала встреча с читателями Евгения Гришковца, и очень порадовали итальянцы Gabin на закрытии фестиваля.

фото: Екатерина Саврасова

Планы на будущее

Несмотря на все обсуждения вокруг программы Четвертого Платоновского фестиваля, которого несомненно ждет большинство воронежцев, Михаил Бычков отметил, что Платоновский фестиваль никогда не будет консервативным:

– Фестиваль достиг того масштаба, авторитета в культурном сообществе и общественного резонанса, которые ставят его в ряд крупнейших российских событий в области культуры и искусства. Мы подошли к важной черте, или, если угодно, перепутью. Увеличивать количество фестивальных событий, расширять фестивальную программу далее бессмысленно. Нужно работать над совершенствованием ее содержания. И либо продолжать строить фестиваль как неотъемлемую часть европейского, мирового культурного процесса, со всем его стилевым разнообразием, актуальностью и художественной независимостью, – либо организовывать какой-то «суверенный», «самобытный», особый, национально-державный творческий форум, отвечающий представлениям о прекрасном консервативной части общества. Уверен, что будущее Воронежа, да и всей России, – в общем русле европейской цивилизации, и Платоновский фестиваль продолжит выстраиваться как один из мостов в это будущее.

Будем надеяться, что Платоновский фестиваль останется ежегодным культурным событием города, которое, несомненно, играет немаловажную роль в формировании подрастающего поколения, и каждый год будет привлекать все больше людей.