На каждую проблему, которую решить не так–то просто, современное общество придумывает свой термин. Так, относительно недавно в обиход курян пришло слово «инклюзивное образование». Точного и согласованного всеми слоями населения определения этому термину нет. В общих чертах это означает обучение, воспитание, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в современных условиях.
За пределы кабинетов
Власти уверены, что 2014 год в нашем регионе стал важным этапом в развитии системы помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Если верить бумагам с печатями и отчётам, чиновники действительно поработали на славу. Был принят комплексный план мероприятий по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования такими детьми, определены новые подходы к обучению данной категории ребят и их сопровождению на всех этапах образования: от центра раннего вмешательства до организаций системы профессионального образования. Но что изменилось на деле: в реальных школах и детсадах, в центрах развития, в учреждениях культуры? Оказывается, за пределы властных кабинетов и стены залов для брифинга эта важная тема не вышла, хотя время для этого назрело ещё десятилетие назад.
Председатель комитета образования и науки Курской области Александр Худин отметил, что специальное и инклюзивное образование – та тема, которая касается почти каждой двадцатой семьи, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Тема достаточно сложная и на сегодняшний день недостаточно проработанная. «У нас есть 14 специальных коррекционных учреждений, в которых обучается чуть больше 1500 ребят. Последние два года мы занимались созданием условий для обеспечения доступности школ для разных категорий детей. Конечно же, была проделана большая работа. Из областного бюджета для софинансирования федеральных программ было выделено порядка 150 миллионов рублей. Эти средства пошли на создание пандусов, подъемников, оборудования специальных дорожек, мест общего пользования, капитальный ремонт тех помещений, где совместно обучаются дети, на приобретение специализированного оборудования», – рассказал Александр Николаевич.
Сложно, но решаемо
В 68 школах необходимые условия уже созданы, а в 22 школах эта работа в скором времени завершится. Но, так или иначе, к концу года должны заработать 90 организаций, которые будут готовы к совместному обучению детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ.
Одних только условий мало: нужно суметь не только подготовить к работе и школы, и учителей. Это, пожалуй, одна из самых сложных проблем, но она решаема. За последние три года около 1 500 педагогических работников прошли через систему повышения квалификации в Курском институте развития образования совместно с Центром психолого–медико–социального сопровождения. Последний координирует работу по выявлению и оказанию поддержки различного характера и по сопровождению детей с ОВЗ. Так, центр раннего вмешательства оказывает чрезвычайно важные услуги родителям и детям, очень тесно взаимодействует с перинатальным центром. Именно оттуда сразу же после рождения детей, нуждающихся в дальнейшем сопровождении, поступает вся необходимая информация в центр. Сегодня в нём на непосредственном сопровождении находятся 250 детей.
Социальный ярлык
В последние 7–10 лет ситуация с инклюзивным образование в России стала нормализовываться. Для сравнения: первый в мире закон о специальном образовании в Дании был принят ещё в 1817 году. В нашей же стране подобный закон появился только в 2012 году. Нельзя забывать, что идея включения детей с особыми образовательными потребностями изначально в большей степени не касалась детей–инвалидов. Речь шла о всех категориях детей «группы риска», которые в силу каких–то причин выпали из учебного процесса: «криминальные» подростки, беременные школьницы, дети мигрантов. На рубеже 70–80–х годов стали искать пути решения того, как же вернуть их в школу. И в это же время началась разработка планов и программ по включению всех детей в образовательный процесс. А родители детей с ОВЗ начали задумываться, почему их ребёнок, который не связан, к примеру, с криминалом, а просто заикается или плохо слышит, должен обучаться в другом учреждении и нести на себе так называемый социальный ярлык, что он не такой как все.
Также важно помнить, что не все дети рождаются с какими–либо отклонениями. Ведь ребёнок может стать инвалидом, попав в аварию. «Выступая участником экспертной команды, рассматривающей программы для детей с нарушением интеллекта, мы как раз задумались о том, что из стандарта выпала та самая тяжёлая группа детей не только с умственной отсталостью органического происхождения, но и посттравматического генеза. Я сейчас говорю о детях, которые развивались нормально, а потом в силу каких–то обстоятельств стали инвалидами. А лежачего ребёнка, которые не видит, не слышит и реагирует в лучшем случае только на свет или голос матери, очень сложно обучить элементарному счёту до 10», – рассказала заведующая лабораторией коррекционно–развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Института коррекционной педагогики РАО Алла Закрепина.
Таким образом, мы видим, что развитие инклюзивного и специального образования продолжается, а пути решения по вовлечению детей с ОВЗ и детей–инвалидов в совместный образовательный процесс в обычных школах не только находятся, но и постепенно реализуются. Но и чиновникам, и меценатам от бизнеса нужно сделать ещё очень много, чтобы каждый ребёнок имел возможность получить образование и влиться в социум его полноправным участником.
Смотрите также:
- Равные возможности. Как в Воронеже внедряется инклюзивное образование →
- Увидеть проблему вовремя. Как помочь особенным детям-аутистам? →
- В Тамбове закрывается интернат для инвалидов →