Здание цвета запекшейся крови. Каким будет курский железнодорожный вокзал

Обсуждая единую архитектурную концепцию Курска, местные градостроители и градоначальники предлагают много новых и действительно неожиданных решений. И уже есть результат.

   
   

Курск как минимум стал светлее. Заработало то, что в принципе должно быть всегда — подсветка зданий. Видимо, по своей провинциальности мы просто про неё забыли, а теперь ночью в центре города светло почти как днём и ощутимо красивее. Заметно преобразилась и «визитная карточка города» — площадь железнодорожного вокзала с самим вокзалом. Впрочем, здесь перемены только начинаются. 

Варламов не оценил

Железнодорожный вокзал — первое, что видят приезжающие в Курск поездом. А следом – и Привокзальную площадь, о реконструкции которой в областной и городской администрациях заговаривали уже не раз. Здание вокзала пора оснастить в соответствии с требованиями современности: сделать его удобным для маломобильных граждан, обустроить транспортно-пересадочный узел и вообще облагородить архитектурный облик. Хозяином вокзала является Московская железная дорога, и планов на сей счёт там немало.

«Мы проведём текущий ремонт фасада здания, так как последний раз его ремонтировали 10 лет назад, и очевидно, что требуются восстановительные работы, – говорит и. о. начальника курского железнодорожного вокзала Сергей Кретов. – Параллельно с фасадом будут проведены работы во внутренних помещениях вокзала. В целом до 2024 года для осуществления различного вида ремонтов и улучшений вокзального комплекса планируется привлечь инвестиции на сумму 499,9 млн рублей».

Конечно, варианты трансформации привокзальной площади проходят через общественные слушания. Поговаривают, что одним из первых высказался заезжий столичный блогер Илья Варламов, который в сопровождении разного рода местных руководителей активно критиковал курскую городскую среду. Вокзал ему не понравился, особенно своим «ядовито-багровым» цветом. Мысль подхватили. Действительно, единая цветовая гамма всех привокзальных зданий – это азбучная истина для любого, даже не очень грамотного архитектора.  Говорят, что подобная трансформация возможна уже в новом дизайн-коде. Но про уникальную специфику курского вокзала реформаторы явно забыли.

Цвет выбирал Сталин

Новый железнодорожный вокзал в нашем городе открылся в 1952 году. Старый, располагавшийся в центре, был полностью разрушен немецкой авиацией весной-летом 1943 года, и его решили не восстанавливать. Архитектор Игорь Явейн считал именно здание новых «ворот Курска» самым выдающимся из своих проектов. Вокзал стал не просто объектом транспортной инфраструктуры, но и памятником Курской битве и её героическим воинам. Барельефы и купола придавали зданию величественность храма, за что оно было удостоено множества разных наград. А вот предложенный архитектором бирюзовый цвет руководство страны не устроил. Есть даже легенда, что сам Сталин решил, как будет покрашен наш вокзал.

   
   

«Это вовсе не легенда, – возражает краевед Александр Манжосов. – Надо не забывать, что Сталин после войны был председателем Совета министров СССР. Он лично утверждал все значимые проекты, и на нашем он написал резолюцию: покрасить вокзал в тёмно-красный цвет – цвет запёкшейся крови».

В 1990-е годы здание перекрашивали в более благовидные светлые тона, но потом вернули исторический – сталинский, кроваво-красный. И вот сейчас опять речь идёт о новых цветах, что вызывает резко негативные мнения курян.

«Прежде чем рисовать никому не нужные презентации, стоит и историю Курского края немного почитать, –  резко высказывается общественник Владимир Фёдоров. – Например, узнать, что наш вокзал – памятник героям Курской битвы. А то вдруг он завтра не будет соответствовать какому-нибудь дизайн-коду, и его решат перекрасить или переделать, даже не зная, почему он именно такого цвета».

Сейчас благоустройство привокзальной площади со всей инфраструктурой, световыми и цветовыми решениями находится, как говорят чиновники, «в стадии обсуждения». С одной стороны, архитектурные каноны и желание новых и ярких красок, а с другой – историческая традиция. И всё нужно завершить к юбилею Победы, и даже раньше.

Смотрите также: