Примерное время чтения: 4 минуты
272

Дизайн-код. Что это такое и зачем он нужен в Курской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ-Курск 09/01/2020

Предложенные курскому бизнес-сообществу правила и идеи «дизайн-кода» Курской области вызвали скорее недоумение, чем одобрение — зачем придумывать что-то новое, если всё уже есть? Конечно же, никто не против того, чтобы наши города стали красивее и ближе к своим историческим корням, как говорят, «аутентичнее», но детали этой с виду благой программы только подняли массу безответных вопросов.

По общим правилам

«Дизайн-код — это набор правил городского дизайна, которые помогут убрать визуальный мусор с курских улиц и сделать городское пространство эстетичным для глаз жителей», — так прописано в положении. Иначе говоря, дизайн-код — это документ, содержащий правила оформления внешнего вида зданий, рекламных вывесок и проясняющий процедуру согласования. Его обсуждение началось осенью и должно было завершиться к концу года, но уже перенеслось на весну — участники процесса не договорились. Идея, конечно же, красивая — города Курской области, особенно их историческая застройка, пестрят уродливыми вывесками, всё это нужно менять. И для этого нужны смелые идеи.

«Городу нужна идентичность, — говорит руководитель вновь созданного Центра компетенций по развитию городской среды Ксения Деева. — Дизайн-код сделает конкурентной среду: на одном фасаде все окажутся равны — неважно, федеральная это сеть или мелкий бизнес. Все будут поставлены в единые параметры». 

Жёсткий регламент приведёт к потере разнообразия и помешает бизнесу выделяться и привлекать клиентов. Рекомендация центра компетенций продвигать бизнес в соцсетях, а не на фасадах, была воспринята по меньшей мере с недоумением. Более того, во всех курских населённых пунктах уже существуют правила благоустройства с жёсткими регламентами, и получается, что новый дизайн-код — это новые правила поверх старых.

«Мне как представителю турбизнеса стыдно за внешний вид областного центра, — говорит предприниматель Владимир Конев. — Достаточно пройти от Московской площади до Дзержинского — и можно зрение потерять от безобразия, которое зовётся «внешняя реклама». Дизайн-код нужен. Но он не должен превратиться в очередную кампанейщину. У нас есть и старые дома, и новостройки, очень много офисов и магазинов переоборудовано из обычных квартир в жилых домах. Соответственно, и требования должны быть разные — сталинский классический фасад и обшарпанный балкон над входом в магазин нельзя сделать под одну гребёнку. Кстати, все фасады и входные группы коммерческих заведений проходят обязательное согласование в департаменте архитектуры. И возникает вопрос — неужели не видно, что за уродство вы подписываете? Можно ведь сделать город красивым и без пресловутого дизайн-кода».

Не одобрили

По новым правилам выходит, что бизнес-сообщество берёт на себя обязательства, а муниципалитет остаётся в стороне. В этом смысле, по мнению бизнес-омбудсмена Дениса Водопьянова, правила должны быть справедливы — «налагая обязательства на бизнес, соответствующие требования надо предъявлять и к власти. В создании комфортной городской среды должны участвовать все, и каждый должен выполнять обязательства в соответствии со своей зоной ответственности. Если мы обязываем предпринимателей делать вывески в соответствии с дизайн-кодом, то мы должны следить за состоянием тротуаров, подъездных путей к объектам предпринимательской деятельности, мусором. Если мы штрафуем бизнес за какие-либо нарушения, то административная ответственность должна быть и на должностных лицах органов власти».

Сейчас этого нет. Поэтому пока идея дизайн-кода остаётся скорее со знаком вопроса, нежели одобрения. Да и нет её — идеи. Не сформулирована. Каким должен быть внешний вид наших городов — современным, «устремлённым в будущее», или древним, тысячелетним? Есть в России города, например Томск, где вообще отказались от дизайн-кода как от ненужной затеи, так сказать, «игрушки» для архитектурных чиновников. Никто не против новых информационных технологий, но сегодня один чиновник с одним дизайн-кодом, а завтра другой — с другим. А платить за всё курянам из своих кошельков.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах