Что мешает развитию туризма в Липецке?

   
   

В последнее время липецкие власти всё чаще говорят о необходимости развивать местный туризм. Планов, как всегда, громадьё. Но что мы имеем в реальности? 

Можем многое потерять

– Павел, ты являешься одним из организаторов фестиваля реконструкторов «Русборг». Как, по–твоему, мог бы он стать визитной карточкой Липецкой области?

– При надлежащем внимании «Русборг» может стать не только визитной карточкой региона, но и одним из брендов России. Популярность фестиваля растёт год от года. За девять лет количество его участников увеличилось, только представьте, в 14 раз! В этом сезоне заявки на участие подали более 70 иностранцев из дальнего зарубежья – поляки, венгры, австралийцы… Что это, как не международный туризм? А мы стоим перед фактом, что «Русборг», один из крупнейших в России фестивалей, возможно, придётся закрыть.

– Почему? Слишком дорогой?

– Наоборот. Его смета составляет всего 300 тыс. руб., что является абсолютным «антирекордом» для мероприятий подобного масштаба. А причина в том, что у него нет постоянного места проведения. Мы «кочуем» по всей области. Но с каждым годом количество участников растёт, повышаются и требования к самому полигону: необходимо обеспечить безопасность зрителей и их комфорт. Сейчас у нас такого места нет, как нет и средств для того, чтобы выкупить его у частников на вторичном рынке. А меж тем наличие постоянной площадки, адаптированной для проведения событийных мероприятий самой разной направленности, таких как «Русборг», байкерское шоу, фестиваль «Стереолес» и др., обеспечило бы устойчивый поток туристов на территорию региона.

   
   

Чем бы «зацепить»?

– В области есть две туристско–рекреационные зоны – «Елец» и «Задонщина». Чтобы об их уникальных заповедниках и храмах узнали в других регионах, в городах уже не раз проводили рекламно–информационные туры. Но толп туристов мы по–прежнему не наблюдаем. Почему?

– Думаю, одной из основных причин является отсутствие чёткого представления о развитии этих зон. Что сейчас мы можем показать туристу в Ельце? Вознесенский собор. Ещё с десяток церквей. Всё! Да, проводятся событийные мероприятия, такие как «Русская закваска» и «Антоновские яблоки». Но какова их общая идея? Что в них такого, что могло бы «зацепить» человека, заставить его собраться и поехать за двести километров в другой город? Елец уникален своей историей, вот на чём нужно делать упор. Возьмём Задонск. Там кроме паломнического туризма и развивать нечего. Можно было бы двигаться в этом направлении. Но у нас этого почему–то стесняются. Зато там собираются строить этнодеревню, открывать гольф–клуб. Зачем? Сколько у нас в стране людей, играющих в гольф? Ичто, все они поедут в Задонск? Надо отдавать себе отчёт, что в настоящее время ни «Елец», ни «Задонщина» не способны обеспечить занятость туриста в течение двух–трёхдневного тура.

– Но если всё–таки допустить мысль, что в Елец или Задонск приедет 10 тысяч туристов. Где мы их всех разместим?

– Да, с инфраструктурой у нас тоже, мягко говоря, не очень. В Ельце уже сейчас, без туристов, сложно припарковаться легковому автомобилю в центре города. А если приедет 100 автобусов? Возле Вознесенского собора есть место для десяти. Где встанут остальные? Нигде. Идёт разговор о гостиницах. Но ведь современный моторизованный турист ездит, как правило, летом. Зачем ему гостиница? Нужны кемпинги, где бы люди могли за небольшую плату поставить машину и рядом палатку. А этого нет.

Пора объединяться

– Когда речь заходит о туризме, мы почему–то вспоминаем только два города. Нам что, больше и показать нечего?

– Почему же. У нас немало территорий с потенциальной туристической привлекательностью. Например, Воргольские Скалы, куда летом приезжают сотни альпинистов, или Ольшанская плотина, где каждый год проходят соревнования туристов–водников и всегда много отдыхающих. Есть места и в других районах. Я бы вообще предложил объединить эти туристско–рекреационные зоны в одну.

– И что это даст?

– В рамках единой структуры будет проще координировать действия различных служб по организации внутреннего туризма. А жизнь – она сама покажет, что жизнеспособно, а что нет. И если какие–то проекты окажутся невыгодными, их можно будет закрыть без ущерба для туристической отрасли региона в целом. Вместо них появятся другие. Важно помнить, что в Липецкой области нет моря и высоких гор, а значит, чтобы она стала реально интересна туристам, над этим нужно много и долго работать. Моё мнение – не надо изобретать велосипед. Надо дать возможность дальнейшего развития уже имеющимся проектам. И тогда перспективы туристической отрасли региона станут более зримыми.

Смотрите также: