«Этот день для нас – повод задуматься о том, как мы относимся к своему прошлому и что делаем для его сохранения», – считает гость редакции Андрей Найдёнов, известный липецкий краевед, начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области.
Потеряны навсегда
Екатерина Курдюкова,АиФ-Липецк:– Андрей Анатольевич, несколько лет назад в Липецке варварски разрушили дом писателя Алексея Каменского. Почему так никого и не наказали?
– И много таких памятников мы потеряли?
– На самом деле таких случаев – по пальцам пересчитать. В 2006 году варварски снесли дом постройки XIX века на ул. Фрунзе, такая же участь постигла и старинное строение на ул. Октябрьской. По одному памятнику разрушили в Ельце и Задонске. С каждым из них мы потеряли частичку своей истории. Радует, что этих потерь не так много. А вот с памятниками археологии ситуация сложнее, из всех объектов культурного наследия они наиболее уязвимы. К сожалению, многие до сих пор не осознают их ценность и поэтому безжалостно уничтожают в процессе строительства. Мы знаем массы таких примеров, но на самом деле их гораздо больше. В области исследовано более 2 тыс. археологических памятников, что по оценкам специалистов, составляет примерно десятую часть от их общего количества. Это значит, что есть ещё примерно 18 тыс., о которых пока ничего не известно, и, следовательно, мы не можем их должным образом защитить.
Надежда на бизнес
– Особым явлением русской культуры считаются дворянские усадьбы. А много ли их на территории области?
– До революции были сотни дворянских усадеб. Но, к сожалению, не многие сохранились до наших дней. И сегодня они требует к себе пристального внимания. Дворянские усадьбы – наше самое уязвимое место, так как многие из них остались без хозяина и теперь буквально умирают на глазах. В плачевном состоянии находится уникальный комплекс XIX века в селе Шаталовка Елецкого района. Это бывшая усадьба дворян Хвостовых, постройки конца XIX – начала XX века. Нуждаются в реставрации дом Скуратовых в с. Павловка Добринского района и дом Викулиных в с. Хмелинец Задонского района. Печальна судьба усадьбы Муромцевых в с. Баловнево Данковского района. От неё сегодня сохранились одни флигели, да и те разрушаются.
– Как вы относитесь к передаче этих памятников в частные руки?
– Когда у памятника есть хозяин, с ним всегда можно договориться. К тому же частникам иногда бывает проще и быстрее найти деньги на реставрацию, чем государству. Но в то же время надо понимать, что передача памятников в частные владения – отнюдь не панацея от всех бед. Да, есть люди, которые делают многое для сохранения культурного наследия, например, так называемый «замок» в селе Борки Тербунского района и усадьба Муравьёво–Карского в Скорняково Задонского района восстанавливаются как раз на деньги инвесторов. Но есть и такие, которые, получив в собственность памятник, начинают обращаться с ним, как захотят.
– А по–вашему, можно построить бизнес на истории?
– Не только можно, но и нужно. На этом строится почти весь европейский туризм.
Мы же только начинаем делать первые шаги в этом направлении. Поэтому сейчас как никогда важна поддержка государства. Я уверен, что за этим бизнесом будущее, он поможет обеспечить не только сохранность объектов культурного наследия, но и благосостояние жителей.
Не хватает «пряника»
– К сожалению, часто мы наблюдаем совершенно другое, когда новые хозяева памятников не сохраняют их, а уничтожают, принимаясь облагораживать и украшать старинные постройки в соответствии со своими вкусами…
– Это очень серьёзная проблема. И особенно она характерна для таких городов, как Елец, Лебедянь, Задонск, где масса памятников находится в частной собственности. Часто можно наблюдать, как владельцы обшивают их сайдингом, делают различные пристройки. Потому что это дешевле, чем провести ту же реставрацию. Вот если бы государство участвовало в софинансировании работ, я думаю, дела по сохранению памятников шли куда веселее. Жёсткий контроль, конечно, необходим, но кроме «кнута» людям нужно давать ещё и «пряник».
– Но вам скажут, что у государства на это нет денег...
– Я думаю, что вопрос не в наличии средств, а в приоритетах. Ведь помимо разрушающихся памятников есть ещё разбитые дороги, ЖКХ и масса других проблем. Конечно, мы считаем, что на сохранение культурного наследия можно было бы выделять суммы и побольше, но решения принимают другие люди. Наверное, им виднее…
– Почему мы так равнодушно относимся к своему наследию?
– Мы живём сегодняшним днём и мало думаем о том, что было вчера и что будет завтра. А ведь то наследие, которое нам досталось от наших предков, нам надо ещё передать своим потомкам. И то, в каком виде мы его передадим, зависит только от нас.
Смотрите также:
- Юрий Озеров: «Своё тысячелетие Курск должен был отпраздновать 30 лет назад» →
- Памятник равнодушию. Старая колокольня под Липецком разрушается на глазах →
- Ненужное наследие Тамбова →