Бесстрашная Ксения. Ей было всего восемнадцать

   
   

18 апреля Ксении Константиновой исполнилось бы 90 лет. Она -  единственная женщина, уроженка липецкого края, получившая в годы войны высокое звание Героя Советского Союза.

Прости, мама!

Довоенная биография у неё обычная. Родилась в селе Сухая Лубна в семье учителя. В школу ходила за пять километров от дома. После семилетки поступила в медицинское училище. Там и застала её война. Когда немцы подошли к Ельцу, учебное заведение закрыли, а студентов распределили по лечебным учреждениям. Ксения попала в Трубетчинскую больницу помощником эпидемиолога. Но работа в тылу была не для неё, она рвалась на фронт. «Молода ещё!» - отвечали в военкомате. Тогда ей было всего шестнадцать. Совсем девчонка, но девчонка с характером, если уж решила что, обязательно своего добьётся. И вот ранним февральским утром 1943-го, когда близкие  ещё спали, Ксения собрала вещи и ушла. «Мама, я не могу смотреть спокойно на всё происходящее, когда ненавистные фашисты топчут нашу родную землю. Прости, мамочка, я сделала то, что мне подсказало сердце», - на прощанье написала она.

Ксению назначили санинструктором в 3-й стрелковый батальон 730-го стрелкового полка 204-й стрелковой дивизии.  И она сразу попала в самое пекло.

«Нашу дивизию из-под Сумы перебросили под Прохоровку, где было невиданное танковое сражение, - вспоминал её однополчанин Валентин Лазоренко. - Бои были очень жестокие, горела земля и броня, но мы не сдавались. Тут и показала своё мастерство и бесстрашие Ксеня. Под разрывами бомб, снарядов и пулемётным обстрелом бесстрашная медсестра одного за другим вытаскивала с поля боя раненых бойцов и командиров; помогала выбраться раненым танкистам из горящих танков…»

Предчувствие не обмануло

В одном из боёв Ксению саму ранили. Но в госпитале она пробыла недолго - вернулась в свой батальон. Там узнала, что награждена медалью «За боевые заслуги». Вскоре её назначили старшиной медицинской службы…

…Осенью 1943-го под Смоленском шли ожесточённые бои. Населённые пункты переходили то к врагу, то к нашим - и так несколько раз на дню. 1 октября батальон получил приказ продвигаться вперёд.

   
   

«На построении Ксения была весёлой, она стояла рядом со мной, - продолжал Валентин Лазоренко. - Разъясняя боевую задачу, командир батальона - капитан Клевакин - приказал Ксении остаться с ранеными, так как был убит фельдшер санбата. Очень не хотела Ксения оставаться, она привыкла быть на передовой, но приказы командиров на фронте не обсуждались. Когда прозвучала команда двигаться вперед, Ксеня обняла меня и сказала: «Прощай, у меня такое предчувствие, что я тебя больше не увижу. Береги себя».

Увы, предчувствие не обмануло. Вскоре после отбытия батальона на боевое задание  показались немцы - они двигались в направлении санбата. Константинова приказала вознице погрузить раненых на повозку и уезжать. А сама осталась, надеясь задержать немцев и дать солдатам уйти. Подпустив гитлеровцев поближе, она взяла автомат и открыла по ним огонь. Когда закончились патроны, Ксения вышла из кустов и бросила в бегущих фрицев последнюю связку гранат, чем  подписала себе смертный приговор. От взрыва погибли восемнадцать немецких солдат. Оставшиеся в живых схватили безоружную девушку  и подвергли нечеловеческим пыткам.

В памяти навсегда

«…Когда, выполнив задание, батальон вернулся в своё расположение, перед нами предстала страшная картина казни нашего санинструктора, моей любимой девушки. Перед истерзанным телом Ксении Константиновой лежали восемнадцать убитых палачей. Смерть Ксении была страшной. Мы похоронили её у села Шатилово под раскидистой липой на берегу реки», - рассказывал Валентин Лазоренко.

Ксении Константиновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В память о ней одна из площадей города названа её именем. Ей посвящена экспозиция в липецком медколледже. А на фасаде Сухо-Лубновской школы установлена мемориальная доска. В Липецкой области до сих пор живут сводные сёстры героини. Одну из них также зовут Ксенией.

- Я не знала сестру лично, но папа рассказывал, что она была удивительной: смелая, решительная, всегда готовая прийти на помощь. А ещё очень любила литературу, особенно Некрасова, - вспоминает Ксения Сидякина, младшая сестра.

Вот несколько строчек из сохранившегося в семье письма:

«Мама, спешу сообщить, что выезжаем мы только сегодня. До этого времени я хотела прийти ещё домой, но решила, что на фронте буду нужней. Теперь на скорую встречу я не располагаю, потому что далеко от  дома. Но всё это ничего, пустяки, лишь бы разбить проклятую немчуру, а тогда, может быть, заживём вместе со мной и папой».

Ей было всего восемнадцать…

Благодарим за помощь руководителя

музея школы № 14 Татьяну Золотарёву.

Смотрите также: