Русский Мохаммед Али. Как липчанин Петр Заев завоевал олимпийское серебро

Олимпиада в Москве стартовала в июле далёкого 1980 года. Несмотря на то, что прошло уже 37 лет, это событие до сих пор не потускнело в памяти. Особую значимость состязания имеют для липчан. Ведь на них уроженец нашей области завоевал первую и пока, к сожалению, единственную олимпийскую медаль.

   
   

29 июля знаменитому боксеру Петру Заеву исполнилось бы 64 года. Ко дню рождения спортсмена «АиФ-Липецк» вспоминает, что было до и после боя, прославившего липчанина на весь мир.

Разогнал Красную Армию

Петр Заев своим агрессивным стилем напоминал знаменитых профи — Тайсона и Марчиано. При этом уроженец Ссёлок был если не самым, то одним из самых миниатюрных среди боксёров-тяжеловесов. Его рост составлял всего 177 см, вес — 87-88 кг. Каждый соперник Петра был минимум на 15 сантиметров выше и на 15 килограммов тяжелее. Однако от ударов Заева противники валились, как снопы.

1973 год. Чемпионат СССР, Вильнюс. Первый соперник Заева — Владимир Чернышов, чемпион Европы, его вес порядка 110 килограммов. В третьем раунде, теряя равновесие, этот «киборг» завалился на канаты, после чего рухнул на ринг. Сенсация! Болельщики готовы были нести липецкого динамовца, на руках до раздевалки. В следующем бою два нокдауна от липчанина получил двухметровый Геннадий Кокурин. Потом были сражены ещё два здоровенных противника. А поскольку все поверженные атлеты защищали честь ЦСКА, то в боксёрском мире пошла гулять шутка: один маленький «милиционер» разогнал всю Красную Армию.

В элите советского бокса Пётр Заев пребывал семь лет. Ежегодно выигрывал один из титулов чемпионата СССР. Но на международную арену Заева почему-то не пускали. Шанс представился в олимпийском 80-м.

От чего плачут мужчины?

Первым тренером Петра Заева был Анатолий Желудевский, который тренировал будущую знаменитость порядка трёх лет. А следующим наставником стал старший брат Алексей. Тот скрупулёзно изучал бои боксёров-профессионалов. И привил победный атакующий стиль Заеву-младшему.

   
   

Перед Олимпийскими играми в Москве уже никто не сомневался, что Заев является сильнейшим боксёром-тяжеловесом в стране. Он резко прибавил в защитных действиях, великолепно маневрировал на ринге, умело использовал блоки, уклоны, «включал» быстрые от природы ноги. После первого сбора в Кисловодске, где закладывалась физическая подготовка команды СССР, три научные бригады сошлись во мнении, что Пётр Заев, как никто другой, готов к Олимпиаде. Его сравнивали с легендарным Мохаммедом Али! Американец за секунду наносил десять ударов, Пётр — восемь.

Однако вскоре до Алексея Заева дошли худые вести. Оказалось, что спортивные функционеры считают Петра не первым, а третьим по силе боксёром-тяжеловесом. Опровергать это мнение братьям пришлось на украинской спортивной базе Конча-Заспа, где проходил второй этап сборов. Киев активно проталкивал в состав дружины Александра Ягупкина, ленинградцы — Вячеслава Яковлева. А Заев-старший использовал «тяжёлую артиллерию», позвонив контр-адмиралу Шашкову, который сообщил о закулисных играх председателю спорткомитета СССР Павлову, а тот обратился ещё выше…

В спортзале превосходство липчанина было вне всякого сомнения. Бой на сборах у Ягупкина выиграл вчистую. С Яковлевым сражался шесть раундов. После каждого медики замеряли частоту сердечных сокращений. Пётр бился «вполнакала», а Яковлев — на пределе своих возможностей.

Но окончательно стало ясно, что липчанина не отцепят от Олимпиады, только после визита первого секретаря ЦК КП Украины Щербицкого. Приехав в Конча-Заспу, партийный функционер первым делом попросил подвести к нему Заева. Беседа была короткой: мол, успокойся и готовься ехать в Москву. Однако последнее слово было за тренерами. В течение пяти часов они обсуждали кандидатуру каждого боксёра-олимпийца. Радостная новость о том, что честь страны будет защищать Пётр Заев, вызвала у боксёра бурю эмоций. Один из сильнейших людей на планете не сдержался и заплакал.

Подарили победу?

Жребий не благоволил липчанину. В его группе оказались сплошь элитные бойцы: югослав, итальянец, немец. Но каждого Пётр разделал под орех. В финале Заеву пришлось встречаться с легендарным кубинцем Теофило Стивенсоном, который, не потея, разобрался с несильными соперниками с Соломоновых островов, из Танзании и Венгрии.

Перед финалом братья Заевы отправились в квартиру Петра, что была неподалёку от станции метро «Речной вокзал». Здесь они в очередной раз обсудили тактику будущего боя.

«Я заострил внимание Петра на защите. Говорил об осторожности, — вспоминает Алексей Иванович. — Для меня здоровье брата было дороже олимпийского «золота».

А тренерский штаб допускал одну ошибку за другой. По идее, именно Заев-старший должен быть секундантом брата. Но его отправили болеть в зал.

«Перед боем я рванул в расположение кубинцев, увидел, что Стивенсон уже вовсю работает на лапах, — говорит Алексей Заев. — Подбегаю к Петру, а его тренеры ничего не делают. Пришлось мне разминать брата».

Зрительный зал «Олимпийского» был забит до отказа. Уже с первых секунд боя стало ясно: знаменитому боксёру с Острова Свободы придётся несладко. Миниатюрный Заев, не страшась авторитета соперника, пошёл в атаку. Даже несколько раз зажал Стивенсона в углу! Гонг. Болельщики скандируют: «Молодец!» Тренеры   Стивенсона, как могут, успокаивают своего подопечного, явно проигравшего первый раунд. Во втором — характер боя не меняется. Русский боксёр наседает, в глазах Теофило читается растерянность. В третьем идёт абсолютно равная борьба. И каково же было негодование зрителей, когда победителем был объявлен… Стивенсон. Зал улюлюкал. Делегации не уходили полчаса. Ведь все видели, что за три раунда кубинец не нанёс ни одного серьёзного удара.

Чем руководствовались судьи, сказать сложно. Скорее всего, Заев стал заложником большой политики. Бой с боксёром из дружественной Кубы проходил в концовке Олимпиады. К этому моменту советская команда выполнила медальный план, поэтому победа Заева погоды не делала.

В 2007 году Стивенсон и Пётр Заев встретились в Москве. Они не стали обсуждать, кто всё-таки был сильнее в финале Олимпиады-80. Трёхкратный чемпион просто поднял вверх руку своего старого соперника. Даже далёкие от боксёрского мира люди знают, что этот жест означает в мире спорта.

Чужой среди своих

Досье
Пётр Заев, серебряный призёр Олимпиады в Москве, абсолютный чемпион СССР 1975 года, чемпион СССР 1980 года, заслуженный мастер спорта, родился 29 июля 1953 года в с. Ссёлки, под Липецком. Завершив выступления на ринге, Пётр окончил Военный институт физической культуры. С 1988 года работал офицером-воспитателем в московском Суворовском училище. В последние годы возглавлял липецкое землячество в Москве. Умер в Липецке 29 ноября 2014 года, похоронен в Ссёлках.
Судьба не благоволила Петру Заеву и после завершения спортивной карьеры. Медаль уроженца Липецкой области многие приписывают Москве. Причём делают это нынешние спортивные чиновники. Они заявляли, что первая олимпийская награда в истории Липецкой области была завоевана в Пекине-2008 бегуньей Людмилой Литвиновой. От отблеска этой награды была им прямая выгода. Мол, благодаря нашему чуткому руководству регион впервые поднялся на Олимп. Ситуация кардинально поменялась два года назад. Международный олимпийский комитет распорядился отобрать у Литвиновой медаль, так как у партнёрши Людмилы по забегу зафиксировали допинг.

Тем не менее находятся «доброхоты» в чиновничьих креслах, которые до сих считают, что Пётр Заев выковал медаль для Москвы.

Разберёмся в ситуации. Во всех биографиях знаменитого боксёра Петра Заева написано, что до 1975 года он защищал честь спортивного общества «Динамо», а затем перешёл в столичный ЦСКА. В Москве талантливый атлет получил квартиру и, естественно, прописку. И, уже будучи москвичом, Пётр Заев выступал на Олимпиаде-80.

Однако устоявшуюся точку зрения опровергает бывший глава спорткомитета Липецкой области Анатолий Добрынин:

«Пётр Заев на московской Олимпиаде представлял не только ЦСКА, но и Липецкую область. За выступление мы получили соответствующие очки. В то время существовала система параллельного зачёта. Если спортсмен перебрался из провинции в Москву или Ленинград, то «баллы» региону, который воспитал атлета, всё равно засчитывались».

Отметим, что в Ссёлковской школе, где учился Пётр Заев, нет ни одного упоминания о знаменитом воспитаннике. Турнир памяти спортсмена устроили в Липецке только через три года после его смерти. 

Смотрите также: