Минувший 2022 год выдался непростым для работников железнодорожного транспорта.
Нужно было не допустить транспортного коллапса, своевременно отреагировать на закрытие авиасообщения, перевезти всех желающих, да ещё нарастить основные показатели успешной работы железной дороги. И железнодорожники со всеми задачами с честью справились.
Второе место по объёму грузов
– Павел Алексеевич, мы знаем, что промышленные предприятия Липецкой области обеспечивают значительный объём грузов, отправляемых по Юго-Восточной железной дороге. С каким результатом по региону магистраль закончила 2022 год?
– Действительно, Липецкая область занимает второе место по объёму перевозимых грузов среди 10 областей, обслуживаемых Юго-Восточной железной дорогой. На её долю приходится треть погрузки дороги.
В 2022 году мы перевезли более 24,5 миллиона тонн грузов предприятий Липецкой области. В текущем году мы ожидаем высокий урожай зерновых культур и прогнозируем увеличение перевозок грузов агропромышленного комплекса: зерна, продовольствия, жмыха.
– Как вам удаётся обеспечивать растущий объём погрузки? Какие проекты по модернизации инфраструктуры реализуются в регионе?
– Мы ведём планомерную работу по модернизации нашей инфраструктуры и созданию новой. В первую очередь, это проекты масштабной реконструкции станций Чугун II и Казинка, которые мы завершаем в текущем году. Объём вложений только в эти два объекта превышает три миллиарда 600 миллионов рублей. Всё это позволит обеспечить транспортными услугами иного качественного уровня ПАО «НЛМК» и предприятия особой экономической зоны Липецкой области.
Не забываем мы о своей инфраструктуре и в других районах региона. В обновление путевого хозяйства в 2022 году вложено более 1,2 миллиарда рублей, в текущем году планируем отремонтировать путь ещё практически на миллиард. Это 12 объектов в прошлом и ещё 15 объектов ремонта в текущем году, среди которых перегоны Плоты – Долгоруково, Тербуны – Набережное, Улусарка – Плоты, Набережное – Касторная Новая, Соколье – Дон и Дон – Патриаршая, станция Дон.
– Известно, что ОАО «РЖД» – социально ответственная компания. Что в этом направлении делается в Липецкой области?
– ОАО «РЖД», являясь крупной инфраструктурной и, как вы правильно отметили, социально ориентированной компанией, принимает активное участие в жизни регионов. Мы всегда в срок и в полном объёме проводим налоговые выплаты в областные и местные бюджеты. В 2022 году в Липецкой области эта сумма составила почти 640 миллионов рублей.
За масштабом производственных задач не забываем и о подрастающем поколении, готовим новое поколение железнодорожников. К примеру, мы заключили договор об открытии опорной школы в городе Усмань Липецкой области, где создали и поддерживаем материальную и методическую базу профильного железнодорожного класса. Аналогичные проекты есть и в других регионах дороги.
В нашей компании 2023 год объявлен Годом здоровья. В этой связи вспомню спортивный комплекс «Локомотив», расположенный в городе Елец. Здесь нами поддерживается многофункциональная спортивная база: игровые залы, залы борьбы, бокса, занятий фитнесом, восстановительный центр, гостиница, бассейн, стадион, футбольное поле, открытая хоккейная площадка. В проводимых в комплексе спортивно-массовых мероприятиях с удовольствием участвуют жители города.
Выполняя поставленную перед нами государством задачу, мы обеспечиваем перевозку граждан, которым федеральным или региональным законодательством предусмотрены льготы на проезд. В 2022 году на территории Липецкой области мы перевезли 742,2 тыс. пассажиров с льготами на проезд, среди которых основную часть составляют ветераны труда, пенсионеры, а также школьники и студенты. Хотелось бы отметить социально ориентированный подход руководства и лично губернатора региона. В летний период для региональных льготников дополнительно предоставляется скидка в размере 90% для проезда в пределах пяти тарифных зон.
Всё – для комфорта пассажиров
– Поскольку мы заговорили о пассажирских перевозках, расскажите о них подробнее. Как сложились итоги 2022 года? Какие проекты нам ждать в 2023-м?
– С удовольствием, потому что мы считаем перевозку пассажиров одной из самых главных своих задач и всегда особенно внимательно относимся к движению именно пассажирских поездов. Кстати, по итогам 2022 года наша дорога показала одни из лучших на сети показателей выполнения графика движения, которые составили для поездов дальнего следования 98,14 процента, а для пригородных поездов 99,5 процента. Задумайтесь над этими цифрами – практически все из 114 тысяч пассажирских поездов, проследовавших по Юго-Восточной железной дороге на каждую из своих многочисленных станций посадки-высадки пассажиров, прибывали и отправлялись в точном соответствии с расписанием. Это огромный ежесекундный труд коллектива нашей дороги, направленный на обеспечение комфорта и хорошего настроения наших пассажиров.
Говоря о Липецкой области, со станций, расположенных на её территории, в 2022 году свою поездку начали 1,4 миллиона пассажиров. Это на 12,6 процента больше, чем в 2021 году. Причём в дальнем следовании в Липецкой области достигнуты рекордные показатели за всё время существования нашей компании. Федеральная пассажирская компания своевременно смогла отреагировать на закрытие авиасообщения, пополнить составы, назначить дополнительные поезда, перевезти всех желающих и не допустить транспортного коллапса.
Недавно у меня состоялась рабочая встреча с генеральным директором АО «ФПК» Владимиром Пястоловым, где в том числе обсуждали и вопросы удовлетворения выросшего спроса на перевозки в Москву, возможность пропуска поездов по железнодорожным участкам, где сегодня их нет, таким как Елец – Лев Толстой. Наши предложения встретили у Владимира Геннадьевича понимание, и надеюсь, они будут реализованы.
В целом же РЖД непрерывно улучшает условия перевозки. Обновляется подвижной состав, инфраструктура, расширяется география маршрутов, открываются новые сервисы. В 2019 году губернатор Липецкой области дал старт движению в регионе новейшего пригородного подвижного состава, на маршруте Усмань – Грязи – Липецк – Елец в рейс отправился электропоезд ЭП3Д. За минувший период он прочно вошёл в жизнь липчан и перевёз уже более 300 тысяч пассажиров.
Кстати, на прошедшей недавно рабочей встрече Игорь Георгиевич одобрил наше предложение о включении Липецка в реализуемый на дороге проект соединения областных центров ускоренными пригородными поездами, который мы назвали «Соединяя Черноземье». На сегодняшний день в рамках проекта соединены между собой Воронеж, Белгород и Курск. Более 30 тысяч человек за полгода существования проекта воспользовались его услугами и посетили соседние регионы. Многие из них делают это в туристических целях, поэтому расписание поездов мы разрабатываем в формате «путешествия одного дня».
Уверен, что мы продуктивно отработаем итоги рабочей встречи с профильными департаментами правительства области, и в этом году Воронеж с Липецком свяжут маршруты проекта «Соединяя Черноземье».
Конечно, любая поездка поездом начинается с вокзала. Мы стараемся поддерживать их в надлежащем виде, сохраняя архитектурный облик и индивидуальные конструктивные решения. В Липецкой области расположены одни из самых интересных с этой точки зрения зданий вокзалов на дороге.
Вокзал в Грязях является великолепным образцом промышленной архитектуры XIX века, в областном центре на вокзале реализовано одно из лучших решений в стиле конструктивизма. В зале ожидания Ельца размещена уникальная картинная галерея, а стены вокзала на станции Лев Толстой сохранили прикосновения писателя.
Мы понимаем, что время диктует свои требования, жизнь стала быстрее, людям необходимо бесшовное перемещение в крупных городах, поэтому договорились совместно с мэрами Липецка и Ельца проработать возможность создания на базе вокзалов транспортно-пересадочных узлов.
– Павел Алексеевич, вы затронули интересную тему, касающуюся туристических перевозок. Какие ещё существуют планы по развитию этой сферы на территории Липецкой области?
– Подчеркну, что с руководством региона у нас сложились надёжные деловые отношения, и мне приятно отметить, что губернатор области Игорь Георгиевич Артамонов не только всегда открыт для конструктивного диалога, но и сам предлагает нестандартные подходы и идеи. На прошедшей встрече мы обсудили и развитие туристических перевозок, договорились посмотреть целесообразность и техническую возможность доставки туристов в Лебедянь, Елец, Тербуны, Лев Толстой железнодорожным транспортом.
А мэр города Липецк Евгения Юрьевна Уваркина поддержала наше предложение об открытии на вокзале представительства городского туристско-информационного центра.
Кстати, уже состоялся первый рейс круизного поезда «Вкус эпохи» по маршруту Москва – Елец – Лев Толстой – Липецк – Москва. Билеты на этот рейс были раскуплены полностью, пришлось даже добавлять два вагона. Учитывая большой интерес пассажиров, сейчас прорабатываются другие даты его назначения. И здесь хотелось бы поблагодарить коллег из Федеральной пассажирской компании за открытость к сотрудничеству и высокопрофессиональный подход.
Уверен, что подобные совместные начинания будут способствовать развитию туристического потенциала Центрального Черноземья и в частности Липецкой области.
Под полным контролем
– РЖД постоянно совершенствует систему безопасности на переездах. Какие мероприятия в этой сфере реализуются и какие планируется реализовать?
– Конечно, вопросам безопасности мы уделяем особое внимание. Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий мы работаем над систематическим обновлением железнодорожных переездов, оборудуем их современными предупредительными и заградительными устройствами. Наши сотрудники постоянно проводят профилактические мероприятия с водителями, напоминают им о необходимости неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения. Их нарушение опасно не только для жизни автомобилистов, но и создаёт угрозу для пассажиров железнодорожного транспорта и членов локомотивных бригад.
Также мы решаем вопросы ликвидации так называемых «несанкционированных» переездов, которые организованы местными жителями незаконно и являются крайне опасными. В Липецкой области в настоящее время ликвидированы два таких незаконных пересечения пути. При этом отмечу конструктивную позицию и полное взаимопонимание с руководителями Управления дорог и транспорта Липецкой области. Так, мы совместно нашли решение по открытию пяти оборудованных железнодорожных переездов на участках Липецк – Рудник и Липецк – Новорудная.
– Продолжая тему безопасности – что сегодня делается для того, чтобы пассажиры спокойно себя чувствовали на объектах железнодорожного транспорта?
– В этом направлении мы ведём серьёзную работу на системной основе совместно с представителями силовых структур и работниками дирекций и всех подразделений дороги. Усиливаем охрану мостов, путей, станций и других инфраструктурных объектов дороги, совершенствуем систему видеонаблюдения.
Недавно мы полностью замкнули контур безопасности на основном пассажирообразующем вокзале области – вокзале станции Грязи. Построили досмотровый павильон, оснастили его оборудованием и персоналом. В текущем году создадим режимную зону и на вокзале Липецк. В целом могу сказать, что ситуацию на своих объектах мы контролируем полностью как технологически, так и разнообразными техническими средствами, и безопасность обеспечивается на надлежащем уровне.
– Как вы можете охарактеризовать сотрудничество магистрали с местными муниципалитетами?
– Мы понимаем, что это одна из основ нашей работы в регионах. Муниципалитеты как никто знают потребности жителей, и мы всегда прислушиваемся к обращениям мэров и глав администраций районов. Такой подход приводит к принятию взаимовыгодных и конструктивных решений.
Так, в 2021 году по просьбе администрации города Грязи мы капитально отремонтировали путепровод через железнодорожные пути станции Грязи-Волгоградские, затратив на это 45 миллионов рублей, и теперь, выполняя договорённость с губернатором, передаём его на баланс города в состоянии, не требующем затрат.
Конечно, мы пойдём навстречу пожеланиям мэра Липецка и отработаем со специалистами городского хозяйства технические условия на ремонт автомобильного путепровода на улице Студеновская. Поможем с организацией «окон» и выносом контактной сети при ремонте пешеходного моста на улице Гайдара. К 320-летию города мы отремонтируем пешеходный переход у областной больницы, проведём текущий ремонт вокзала, приведём в порядок полосу отвода в черте города.
По обращению мэра Ельца РЖД сейчас оформляется передача на баланс города старинного паровоза для установки в качестве памятника.
Под Новый год Липецк и Елец встретили наш сказочный состав «Поезд Деда Мороза». Праздничные мероприятия получили самую восторженную реакцию жителей, их посетили более 12 тысяч человек, и, конечно, главной оценкой своей работы по этому проекту мы считаем море счастливых детских улыбок на перронах прибытия сказочного состава.
Завершая нашу беседу, отмечу ещё раз, что благодаря крепким партнёрским отношениям, сложившимся между руководством Липецкой области и ОАО «РЖД», нерешаемых вопросов у нас не существует. Промышленность региона может рассчитывать на нас как на надёжных партнёров, а липчан в 2023 году мы с радостью увидим в числе пассажиров как привычных им поездов, так и наших новых проектов.