Изобретательскому таланту липчан нет предела. Они придумали безопасную розетку и гравитационный фонарь, растапливатель снега и самоочищающийся фильтр, а также многие другие полезные вещи. Только их изобретения, кроме как на выставках, увидеть почти негде. Что мешает новым Кулибиным воплощать свои идеи в жизнь - об этом мы поговорили с Вячеславом Тигровым, учёным-изобретателем, профессором ЛГПУ.
Не хотят рисковать
Екатерина Деревяшкина, АиФ: Вячеслав Петрович, как-то мне довелось побывать на научно-технической выставке. Чего там только не было: разные роботы, беспилотники. Складывалось ощущение, что счастливое технологическое завтра уже наступило. Но стоило выехать за город, как я попала будто в другую реальность: разбитые дороги, покосившиеся деревянные домики. Почему у нас такой разрыв между идеями учёных и конечным продуктом?
Вячеслав Тигров: Разрыв, действительно, колоссальный. Недавно мы провели такое исследование: взяли несколько ведущих изобретателей Липецкой области и посмотрели их результативность: как много изобретений внедрено в реальную жизнь. Оказалось, у большинства таковых практически нет. А причина, на мой взгляд, в низком уровне культуры руководителей предприятий и отсутствии у них гибкости в плане восприятия инноваций. Многие из них заинтересованы в том, чтобы получить прибыль здесь и сейчас, и только единицы готовы работать на перспективу. В какой-то степени их тоже можно понять. Чтобы внедрить в производство одно простое изобретение, нужны огромные средства, а окупится оно лет через пять-семь. Рисковать сегодня никто не хочет.
- Что же остаётся изобретателям - творить «в стол», ожидая лучших времён?
- Мы нашли другой выход из положения. Мы не стремимся изобретать то, что никому не пригодится. Мы берём конкретное предприятие, где изучаем определённые проблемы и стараемся предложить руководству новаторский способ их решения, притом - с наименьшими финансовыми затратами. Сегодня это тоже важно. Одним словом, нужно подстраиваться под производителя.
- И насколько удачно это получается?
- У нас уже есть внедрённые изобретения. Например, специальные форсунки с датчиком удалённого контроля: они помогают водителю сельхозтехники контролировать расход жидкости для обработки полей, не выходя из кабины. Почему это важно? Раньше, если форсунки забивались, водитель этого просто не замечал, и поля оставались частично не обработанными. А теперь, когда форсунки забиваются, об этом сигнализирует специальная лампочка. Ещё одно изобретение - замок для запорной арматуры. Он препятствует несанкционированному доступу посторонних лиц к газовому крану. Раньше любой злоумышленник мог легко его перекрыть и тем самым спровоцировать взрыв, теперь это исключено.
Вырастить гениев
- Вы занимаетесь инновационным творчеством со школьниками. Липецкие ребятишки дают какую-то надежду?
- Вот видите шесть патентов - это всё изобретения учеников 4-го класса одной школы. А сколько ещё не запатентовано! При желании наши дети могли бы выдавать по 200 изобретений каждый год. Это вполне реальная цифра. Каждого ребёнка можно сделать гениальным - мы это доказали на практике. Нужно просто научить его нестандартно мыслить. Наверняка вы слышали о людях, которые умножают в уме двух и трёхзначные числа. Все удивляются их способностям, но на самом деле в них нет ничего удивительного. Просто нужно знать несколько приёмов. Например, как возвести в квадрат число, оканчивающееся на 5? Всё, что нужно сделать, - это умножить первую цифру на число, которое на единицу больше, и добавить в конце 25. То же самое в изобретательстве. Есть масса приёмов, которые помогают решать задачи. Мы учим детей их использовать. Конечно, в этом деле очень важна практика. Можно долго рассказывать ребёнку, как нужно ходить, но он не пойдёт, пока сам не попробует. Так же и здесь: мы даём детям огромное количество задач - до 5 тысяч в год, а потом, когда видим, что они уверенно с ними справляются, незаметно подсовываем задачку с производства, и они решают её, причём нестандартно. Так мы преодолеваем ещё и установку на неудачу.
- Всё это хорошо, но, к сожалению, не всем доступно. Я сейчас говорю о детях из глубинки.
- Да, это проблема, и мы пытаемся её решать. В прошлом году мы начали проект «Дети-новаторы Липецкой области». Взяли на время каникул пять ребятишек из Воловского района и занимались с ними по специальной ускоренной программе. Причём их семьям это не стоило ни копейки. Проживание, питание - всё было за счёт спонсоров. Мы показали детям производство, лаборатории, продемонстрировали приборы и их возможности. Даже сделали с ними три изобретения.
- Но вот они вернулись в свою деревню - и что дальше? Какие у них перспективы?
- Очень хорошие. Ведь в первую очередь мы учим их видеть и решать проблемы своего населённого пункта. Где-то это дороги, где-то - уличное освещение, а где-то - сельское хозяйство. Мы нацеливаем их не просто заниматься инновационной деятельностью, а заниматься ею в своём родном городе, посёлке, селе. Взять, например, и организовать инновационное производство, - почему нет? Всё возможно, и дети это знают.
- Почему изобретательству не учат в школах?
- О чём вы говорите?! У нас даже черчение из школьной программы убрали. Дети не получают технического образования, не умеют читать чертежи. А потом - кто будет учить? Нужно сначала подготовить специалистов, чем мы сейчас и занимаемся: организуем курсы повышения квалификации учителей, но это не быстрый процесс. И пока заниматься с детьми инновационной деятельностью можно только в рамках дополнительного образования. Хотя и это уже хорошо. В перспективе нам хотелось бы возродить движение «Юный изобретатель».
Из подручных средств
- Недавно аналитики подсчитали, что изобретательством в быту занимаются около 10% россиян…
- Откуда такие цифры? 50% - это уже ближе к истине. Помню, во времена СССР была очень популярна телепередача «Это вы можете» - там показывали различные изобретения, полезные в хозяйстве. Когда она начиналась, советские люди бросали все свои дела и прилипали к экранам, а потом тоже принимались что-то мастерить.
- Откуда у русского человека такое желание?
- Знаете, есть такая поговорка: голь на выдумки хитра. Когда нам чего-то не хватает, мы идём в магазин, а если там этого нет или оно слишком дорого стоит, начинаем изворачиваться. Так и рождаются многие изобретения. Смекалка - отличительная черта русского народа. У иностранцев всё иначе. Если, например, американцу или немцу нужно отремонтировать машину, он обратится в специализированную мастерскую. Ему и в голову не придёт возиться с ней самому. Там совершенно другая культура, менталитет. С одной стороны, может, это и правильно. С другой - это ограничивает их в творчестве. А у нас каждая хозяйка - изобретатель. Ведь это наши женщины додумались пробки от бутылок вставлять в крышки от кастрюль, чтобы не горячо было браться. И таких полезных изобретений у нас масса.
- Но как ими заинтересовать бизнес?
- Как я уже говорил, надо знать, что бизнесу нужно в конкретный момент. Но многие самоделкины, кстати, и не ставят цель - заработать на своих изобретениях. Они просто придумывают их для себя. В любом случае хорошо, что есть такие неугомонные люди. Потому что вокруг них всегда появляются ребятишки, которым это интересно. Детям вообще нравится творить. И если направить их интерес в нужное русло, что мы и делаем, то получим новых Кулибиных, которые изобретут нам много всего полезного, в том числе и хорошие дороги.
Смотрите также:
- Успех и адекватность. Как язык помогает отслеживать изменения в обществе? →
- Молодой учёный о главных врагах российской науки →
- Глобальное общение 7 мая - День радио →