Этим летом липецкие археологи обнаружили сенсационные находки: фрагмент статуэтки античной богини, следы могучей битвы, не описанной ни в одном из источников, и даже артефакты, свидетельствующие о сражениях с Тамерланом. Какой свет проливают эти открытия на историю нашего края?
Римская богиня
Мария Герасимова, АиФ: Игорь Анатольевич, недавно вы нашли фрагмент изображения античной богини. Расскажите подробнее о находке.
Игорь Козмирчук: Совместно с Воронежским педагогическим университетом мы проводили раскопки оборонительных укреплений площадки городища, расположенного на левом берегу Дона, близ села Верхнее Казачье. Там и нашли отколотую от туловища голову глиняной статуэтки богини Цереры. О том, что это именно эта римская богиня, можно судить по головному убору и причёске. Кстати, схожие находки я наблюдал в Анапе несколько дней назад, там на экспозиции были выставлены три такие головы, найденные в древнем городе Горгиппии. Но в городах, расположенных на побережье Чёрного и Азовского морей, жили люди, почитающие римских богов. И там такие находки вполне объяснимы.
- А о чём говорит такая находка в контексте истории нашего края?
- Тот факт, что фрагмент римской статуэтки был найден за тысячу километров от указанных мест, говорит о том, что здесь в первых веках н.э. были активные торговые пути. И на этом городище жили люди, которые либо принимали торговцев, либо являлись почитателями данной богини.
По следам Тамерлана
- Но на раскопки вы поехали не за статуэткой. Что заинтересовало вас в Верхнем Казачьем?
- Во время раскопок городища нашей главной целью было выявление следов сражений Тамерлана с Тохтамышем. Как известно, в 1395 году началась война между армиями Тамерлана и правителя Золотой Орды Тохтамыша. По данным письменных источников, военные действия начались весной на Волге, где Тамерлан разбил войска Тохтамыша и начал преследовать правое крыло его армии. Разбив и это войско, Тамерлан захватывает два города и отправляется на юг. По данным русских летописей, берёт Елец. После сражения ему является во сне образ Богоматери, мусульманин пугается и уходит. Это история.
А, кроме того, нам стало известно об интересных находках близ Задонска, музейщики сообщали, что чёрные копатели находят здесь монгольские стрелы. Нам захотелось узнать подробнее о событиях 1395 года.
- Следы великого воителя найти удалось?
- Были найдены останки нескольких разрубленных в древности людей. Конечно, только по костям, без других находок, невозможно определить время жизни этих людей. Но, опираясь на результаты радиоуглеродного анализа, можно утверждать, что убитые люди жили позже Железного века. Когда именно - покажут более точные исследования.
«Не сдаёт тайны разом»
- Значит, будем ждать их результатов. А что ещё удалось найти?
- Керамику, наконечники стрел, ножи и т.д. Но самое главное – мы смогли определить основные даты строительства крепости. Так, самым древним находкам около 4 тысячелетий. Что говорит о том, что в эпоху бронзы в этих местах была кратковременная стоянка. Начало строительства крепости связано с Киммерийским (доскифским) периодом, т.е. с VII-VI веком до н.э. Об этом говорят найденные предметы бытовой культуры. Люди, которые там жили, по мнению Геродота, делились на две группы. Одни – земледельцы, он называл их гуддины. А другие – варвары, лесные племена, которых он называл диссогеты. На этом участке можно проследить, как сначала пришли диссогеты, затем их сменила другая культура. И в разные исторические периоды эта земля переходила от одной группы населения к другой. Что указывает на особую роль участка, с одной стороны, здесь были огромные заливные луга, а с другой – это был важный форпост, контролирующий торговый путь. Поэтому укрепления крепости переделывались неоднократно. И были очень серьёзными.
- Можно ли что-то сказать об образе жизни тех людей?
- Постройки, рабочие площадки III и V веков н.э. позволяют охарактеризовать материальную и духовную культуру наших праславянских предков: они были земледельцами, у них было развито ткачество, они были язычниками. Что дополняет наше представления об образе жизни древних народов, не являющихся славянами, но спустя 400-500 лет ставших основой для формирования славян. Также нам удалось найти следы того, что не было освещено ни в одном из письменных источников: следы мощнейшей битвы 3-4 веков н.э. О ней свидетельствуют несколько десятков стрел, особой ромбовидной формы, и захоронения этого периода.
- Такие находки проливают свет на «белые пятна» в нашей истории. А много ли ещё неизученного в регионе?
- На сегодня самые загадочные для Липецкой и Воронежской областей периоды - это третья четверть I века, VI-VII века н.э. и IX-VIII века до н.э. Но это не значит, что они навсегда останутся неизученными. Двадцать лет назад у нас был огромный исследовательский провал – II-VIII века н.э. Но количество исследований и раскопок увеличивается. Так что наша липецкая загадочная земля, хоть и не сдаёт свои тайны разом, но ждёт своих открытий.
Грабители культурного наследия
- Проблема «белых пятен» со временем решается. А с какими ещё проблемами сталкиваются археологи?
- Самая главная проблема - чёрные копатели. Эти люди не имеют никакого отношения к археологии. Они просто грабят наше культурное наследие, выкапывают всё, где пищит металлоискатель. И потом продают находки на чёрных рынках, в лучшем случае оставляют в своих коллекциях. Бывает, что приезжаешь на какой-либо исторический памятник, а там уже вырыли весь металл. Такой участи подверглось наше городище. Хотя на памятниках археологии металлодетекторы использовать запрещено. Копателей это не останавливает. По моим оценкам, сейчас в регионе работает около 10 тысяч организованных групп чёрных копателей. Многие из них занимаются профессиональным грабежом, т.е. живут на деньги, получаемые от продаж исторических артефактов. Это самая страшная беда.
- Самая страшная, значит, есть и другие?
- Да, разрушение памятников историко-культурного значения. В нашем регионе семь исторических городов. В них сохранились следы культурных слоёв XIV-XIX веков. Но сейчас много строят. И далеко не все строительные организации согласуют свои действия с управлением культуры и проводят на объектах археологическую экспертизу. Что приводит к безвозвратному уничтожению культурного слоя.
- Можно ли как-то справиться с этими проблемами?
- У нас как принято бороться: взять и запретить. Вот металлоискатели запретили использовать, но продаются они свободно. Здесь нужен другой подход: как-то различать людей. Кто-то на самом деле любит историю, и металлоискатель ему будет помогать в новых открытиях. А кто-то будет использовать этот прибор для «чёрных» нужд. Поэтому нужно вводить лицензии, разрешения. А также перекрывать чёрные рынки и сайты, где торгуют историческими артефактами. По поводу разрушения памятников культурного наследия, тут я вижу такое решение: вводить общественный контроль за строительством.
Прикоснуться к истории
- Сегодня археологическими раскопками интересуются всё больше людей, почему?
- Найти возможность приехать на раскопки и вложить свою лепту в изучение истории - этот поступок достоин уважения. Тем более что археология - это не кисточки и совочки, как мы привыкли видеть в фильмах, а ежедневная тяжёлая, монотонная работа, требующая внимания, силы, определённых навыков копания. Но есть в археологическом труде и другая сторона: мы можем в буквальном смысле прикоснуться к историческим артефактам, приоткрыть завесу тайны, найти тот или иной необычный предмет. В этом году нашей детской экспедиции исполнилось 25 лет. Ежегодно 300-500 липецких школьников выезжают на археологические раскопки. Привлекает ребят и походный образ жизни: раскопки, палатки, новые знания и друзья.
- Получается, поучаствовать в археологической деятельности можно только школьникам?
- Нет. В экспедицию может попасть любой. Главное – было бы желание. Конечно, в основном мы работаем со школьниками. Но есть у нас и взрослые волонтёры. На раскопках мы рады всем. Просто, чтобы попасть наверняка, нужно заранее записаться через Интернет.
Смотрите также:
- Охотники за курганами. Что интересного находят археологи в тамбовской земле →
- В поисках утраченного. О находках и проблемах липецкой археологии →
- Археолог Сергей Андреев: о чём молчат тамбовские земли? →