Учитель истории Андрей Левин: «Сабуровская крепость держит «оборону»»

   
   

Но в отличие от «старшего брата» памятник сегодня любим только молодожёнами, устраивающими здесь фотосессии: руины некогда красивейшего поместья гораздо привлекательнее сегодняшних новостроек. О жизни и судьбе крепости рассказывает гость нашей редакции Андрей Владимирович Левин, учитель истории Сабуровской школы Орловского района.

Впечатляют даже развалины

Елена Годлевская, АиФ-Орёл:– Как вы оказались причастным к судьбе крепости?

– Я работаю учителем в Сабурово уже 8 лет и просто не мог не заинтересоваться историей этого места.

Оно – удивительное. Здесь нашли бивень мамонта, каменный топор времён неолита, то есть здесь жил первобытный человек! В нашем школьном музее – древняя керамика, оружие и орудия труда из металла – атрибуты древнерусского поселения, гораздо более древнего, чем Орёл.

При Петре I Сабурово принадлежало Александру Меньшикову, после него досталось Каменским. В 1755 году тут построили каменную церковь Михаила Архангела, ставшую впоследствии фамильной усыпальницей, и крепость. Она занимает около 18 га, по периметру – 2 км. Это мощнейший памятник не только архитектуры, но и военной истории.

   
   

– Почему военной истории?

– Вспомним, кем был Михаил Каменский? Знаменитый русский фельдмаршал екатерининской эпохи, слава которого порой соперничала со славой самого Суворова! За блистательные победы над турками ему и ещё четверым военачальникам – Румянцеву, Чернышёву, Панину и Алексею Орлову было разрешено отстроить свои усадьбы в виде турецких крепостей. Аналогичное строительство Екатерина начала в Москве и Санкт–Петербурге. То есть изначально предполагалось, что это – не крепость как таковая, не оборонительное сооружение, а памятник военным победам русской армии над Османской империей.

Каждая башня, а их было восемь, как бы скопирована с определённых турецких крепостей – здесь и Бендеры, и Хотин, ворота – «от Гаджибея» и т. д.Помимо башен – полубашни, боковые выступы различных форм, бастионы и равелины в стиле псевдоготики. С точки зрения архитектуры интересен Свято–Михаило–Архангельский храм, являющийся памятником позднего барокко, который приписывают ученику Растрелли…

К сожалению, так случилось, что на сегодня Сабуровская крепость – единственная из пяти «полководческих», хоть как–то сохранившаяся.

…И о крепости забыли

– «Сохранившееся» – радует, но «хоть как–то» убивает. Это памятник федерального или муниципального значения?

– Шатровые башни и другие сохранившиеся строения Сабуровской крепости были приняты на государственную охрану в конце 1940–х годов двумя постановлениями Совета Министров РСФСР. Однако до этого при участии ГПУ разграбили фамильную усыпальницу. Вернее, одну её часть – ту, где был захоронен Николай Каменский – генерал от инфантерии, сын фельдмаршала. Изъяли предметы амуниции – золотые шпоры, оружие, прах разбросали. Усыпальница же отца оказалась нетронутой – она была отделена кирпичной кладкой, и вандалы просто не поняли, что есть ещё одно захоронение…

После окончания оккупации крепость пытались разобрать по кирпичику для восстановления Орла. Рассказывают, для этого прислали танки, которые должны были разрушить мощные стены. Но Сабуровскую отстоял орловский архитектор Михаил Каплинский, не побоявшийся встать на защиту «барского имения». К слову, благодаря его усилиям в начале 50–х в одной из башен даже функционировала выставка по истории усадьбы. Но вскоре эта башня превратилась в складское помещение…

Лишь в 1970–х областное управление культуры приступило к частичным реставрационным работам. Самая высокая трёх­этажная прямоугольная башня была преобразована в филиал областного краеведческого музея «Тупейный художник». В одной из башен, как вспоминают старожилы, был огромный макет всей крепости. Но со временем финансирование прекратилось, и о крепости забыли.

– А что же с захоронением Каменского–старшего?

– В начале 90–х по инициативе московских потомков графа Каменского состоялось перезахоронение праха и Николая Каменского, и его отца Михаила. Разгребли камни, мусор, нашли останки, вскрыли и нетронутую усыпальницу, а там – в целости и сохранности награды фельдмаршала, другие реликвии. Ценные находки потомки забрали – по их словам, в будущем они займут почётное место в Сабуровском музее, если таковой появится; прах перезахоронили в Михаило–Архангельском храме, на стене которого установили две мемориальные доски.

Ответственных – не найти?

– А отреставрировать когда–то родовое имение Каменские не хотят?

– Насколько я понимаю, у них нет на это средств, хотя они постоянно проявляют интерес к крепости – поначалу хотели её выкупить, потом – взять в аренду. Но что–то не срастается, не получается. И стоит всё ещё красавица–крепость, укоряя развалинами всякого, кто приходит сюда.

– В Московской области правительство приняло постановление, согласно которому такого рода усадьбы отдаются в аренду сроком на 49 лет за символическую плату – один рубль в год. Но с условием: арендатор должен реставрировать памятник, причём не как захочет, а по проекту, разработанному специалистами и одобренному правительством же. И уже несколько усадеб нашли своих хозяев! Те утверждают, что это – выгодное капиталовложение!

– Если бы наше правительство пошло по этому пути, думаю, нашлись бы желающие взять эту крепость. Может, даже сами Каменские – к слову, сегодня они – члены Российского дворянского собрания.

Но беда в том, что до сих пор даже неизвестно, на чьём балансе стоит этот памятник. Я обращался в поселковую администрацию – там не знают. А ведь тот, у кого крепость на балансе, несёт ответственность за её состояние, как я понимаю. Опять же: с ним можно было бы сотрудничать – но узнать бы только, с кем?!

– Кому сотрудничать – вам, сельскому учителю истории?

– Мы создали общественную организацию «Крепость», куда вошли неравнодушные люди, и пока пытаемся просто возродить интерес к брошенным памятникам дворянской усадебной культуры.

В конце мая был проведён большой праздник – «Сабуровские гуляния». Помимо исторических реконструкторов, мастеров народных промыслов, жителей области, сюда пришли и представители власти… И крепость ожила!

И. о. первого замгуберантора Александр Бударин был впечатлён, сказал, что этот памятник имеет большие перспективы, обещал помочь.

Но праздник отшумел – и опять тишина.

Я, честно говоря, не понимаю, почему такой раритет столько лет пропадает. Да на одной только крепости можно возродить орловский туризм! А если создать кольцо русских усадеб – Телегина в Злыни, Новосильцевых в Воиново – одна из семи чудес Орловщины, между прочим, да «прихватить» Болхов – историческое поселение российского масштаба, Спасское–Лутовиново – так сюда поедет и заграничный турист!

К слову сказать, я сам и мои единомышленники готовы пилить, строгать, спасать от разрушения – даже бесплатно, но этого мало.

Впрочем, я оптимист. И надеюсь, что рано или поздно Сабуровская крепость будет восстановлена, и процесс, нами запущенный, уже не остановить...

Смотрите также: