Детство, опалённое войной. Самое сильное переживание узницы

   
   

Почему пишете только про участников войны? Есть люди, не воевавшие, но много испытавшие в те годы, расскажите и о них.

В. Миронова, Орёл

Когда началась война, Нине Александровне Ветровой было всего три года. Она и её мама Мария Николаевна жили в Орле.

В немецком рабстве

Фашисты приближались к городу. Чтобы не попасть в оккупацию, Мария Николаевна вместе с Ниной ушла из Орла на восток. Колонну беженцев расстреливали с воздуха немецкие самолёты. В октябре было холодно. Местные жители неохотно пускали к себе беженцев, и часто им с мамой приходилось ночевать в каком-нибудь сарае. Когда они были в какой-то деревне, там появились фашисты. Пришлось им возвращаться назад в город.

Летом 1943 года, незадолго до освобождения Орла, их с мамой увезли в Германию. Нине уже было пять лет. Сначала жили в небольшом немецком городке Кёслинг. Мать работала на картофельном поле. Иногда брала с собой дочь. В детскую память врезалась на всю жизнь картина. Люди собирают картошку, и хозяйка на лошади, с хлыстом в руках, наблюдает за ними. Кто плохо, по мнению немки, работал, тут же получал удар хлыстом.

Кормили у той немки неплохо: картофельная похлёбка, щи из брюквы, иногда давали варенье и даже молоко.

   
   

 Почему их потом с мамой отправили в Брауншвейг, Нина Александровна не знает. У новой хозяйки её мама была вроде служанки. Уборка комнат, выполнение других домашних дел. Жили на чердаке, который не отапливался, и было очень холодно. Здесь кормили плохо. Мама не стерпела и как-то сказала об этом хозяйке. Той не понравилось, как русская с ней разговаривает. Она пожаловалась на неё властям, и вскоре их отправили в концлагерь.

В огромном лагерном бараке были люди многих национальностей. С утра до позднего вечера взрослых угоняли на работу. Мама приходила с работы уставшая, жаловалась на боли в ногах, валилась спать, а рано утром снова шла трудиться.

Даже в лагере были свои радости. Вечерами какой-то поляк играл на скрипке, женщины гадали на своих близких, которых разбросала война по всему свету.

Под конец войны была очень напряжённая обстановка. Все находились в страшном ожидании. Боялись, что фашисты их расстреляют. Неизвестно, были ли такие планы у немцев или нет, но для обитателей их барака всё закончилось благополучно.

Я почувствовала себя счастливой

 В 1945 году их освободили союзные войска. Бывших узников поселили в Брауншвейге. Город пострадал от бомбёжек, но многие дома сохранились. В одном из них и поселились Мария Николаевна и Нина. Немцы теперь были добрые, перемену в их отношении к себе девочка сразу почувствовала.

- Они подарили мне куклу, другие игрушки и даже самокат, - вспоминает Нина Александровна. - Разговаривали со мной вежливо, всегда улыбались. Американцы давали нам пайки. Жвачкой угощали. Впервые в своей жизни я посмотрела кинофильм. На всю жизнь запомнила - «Ночь перед рождеством». Один американец подарил мне трёхколёсный велосипед. Он в немецкую девушку влюбился, а я ей от него записки носила. Чем у них всё закончилось, не знаю. Вообще, я в тот период своей жизни почувствовала себя счастливой. Такое вот детское ощущение счастья.

А потом они вернулись в родные края. Орёл был полностью разрушен. Здесь Нина заболела туберкулёзом, видимо, нахождение в концлагере отразилось на её здоровье. Лечилась два года.

Послевоенный период был тяжёлым. Мать работала на фабрике, Нина ходила в школу. Когда её закончила, там же и осталась пионервожатой работать. Затем более двадцати лет работала в детском парке, потом воспитателем в детских организациях.

Сейчас Нине Александровне 76 лет. В её большой жизни было много радостей и горестей. Но детские годы, опалённые войной - её самое сильное переживание. 

Смотрите также: