87-летняя учительница о детях, патриотизме и любви к родине

   
   

Воронеж, 14 декабря – АиФ-Черноземье

Главная награда

АиФ: – Серафима Фёдоровна, многое из того, что исследуют юные члены клуба, вы сами видели и помните. Расскажите, где и как вас застала война.

С.Ф.: – Это было страшно. В 1942 году мне было 17 лет, и наша семья жила в Семилуках. В половине восьмого утра прибежала домой мама и стала кричать: «Берите всё, что можно и бегите к переправе»! Я схватила пальто и маленький фотоальбом. Только мы подбежали к переправе через Дон, как немецкие самолёты сбросили бомбы, взорвали мост и стали обстреливать беженцев и отступающие воинские части. Помню: я бегу, не различая ничего вокруг, а самолёт летит над моей головой и стреляет. Но бомбёжка закончилась, сапёры установили переправу, и мы перешли на другой берег. 

Потом нам повезло: мы случайно отстали от беженцев и не попали под вторую бомбёжку на Задонском шоссе так назывался Московский проспект. Мы видели уже её последствия. Этого не расскажешь! Представьте только: и с той, и с другой стороны пылают дома, стонут раненые, женщины плачут, дети кричат… В общем, через какое-то время я, ничего не сказав домашним, вместе с подружкой поехала в военкомат в Усмань. В заявлении написала 1923 год рождения вместо 1925-го и попросилась на оборону Воронежа. Но меня направили в 46-й отдельный местный стрелковый батальон наркомата обороны, который защищал Москву. Я прослужила три года и получила звание сержанта.

АиФ: – После войны сразу решили стать учителем?

   
   

С.Ф.: – Мне всегда казалось, что это моё. Когда закончилась война, поступила в Московский городской педагогический институт имени Потёмкина сейчас его уже нет. Работала в Подмосковье, в Харькове. Преподавала и в детской трудовой колонии на станции Усмань. Первый же день был «боевым» меня проверяли юные преступники. Но, в конце концов, у нас завязалась отличная дружба. Через год я уехала в Донецкую область к мужу. Провожая меня, ученики подарили украденную в библиотеке книжку с надписью «Лучшему учителю моей юности». Этот подарок я считаю своей самой большой профессиональной наградой. 

На Украине я работала учителем, завучем, директором школы, инспектором гороно по русскому языку и внеклассной работе. А в 1974 году вернулась на родину и 10 лет руководила школой № 10 в Никольском. Уже в 1976 году она стала лучшей в Новоусманском районе. Между тем в маленьком здании 1875 года постройки училось аж 500 человек. И в 1983 году я добилась того, чтобы построили новую школу.

Вместо клуба - церковь

АиФ: – А как в школе № 10 появился клуб «Поиск»?

С.Ф.: – Уголок краеведения мы открыли ещё в старой школе. Вместе с учениками стали расспрашивать местных жителей: сначала в Никольском, потом в Подклетном, Масловке, Софиевке. Я сама изучала архивные документы. Итогом этой работы стала книга «Никольское вчера и сегодня. Историко-краеведческие записки», написанная в соавторстве с учителем истории Верой Исаковой и увидевшая свет в этом году. В книге подробно рассказывается о жизни села в разные эпохи: о семье помещиков Паренаго, о построенном в начале позапрошлого века кирпичном заводе, успешно работавшем и в советский период, но обанкротившемся в 90-х, о доме управляющего поместьем барона Геллера после революции здание превратилось в клуб. После перестройки клуб пришёл в запустение, а сегодня здесь располагается церковь святого Николая Чудотворца. 

Потом нас стал интересовать Воронеж. Я же, например, ещё помню, как на месте университета стояла красивая колокольня. Мы с учениками стали исследовать старинные улочки, узнавать их прежние названия. После этого организовали научную конференцию: ребята с увлечением рассказывали друг другу о том, как, например, когда-то по Большой Девицкой улице сегодня это улица 9 января в Воронеж купцы привозили хлеб, о ярмарке на площади Ленина… А в 2008 году мы организовали музей, вокруг которого и сформировался «Поиск».

АиФ: – Вас особенно увлекает военная тема…

С.Ф.: – В Никольском не было немцев: здесь не найдёшь ни пулемёта, ни каски, ни снарядов. Но мы вспоминаем людей. Ведь в 1941 году на фронт отправлялись целыми семьями: из одного дома ушли три брата, из другого - отец и два сына… Воронежцы помнят Героя Советского Союза Фёдора Садчикова. Но мы «раскопали», что он учился в нашей школе - ходил сюда из родной Александровки. 

Я никогда не смогу сказать, что Воронеж был оккупирован. Здесь дрались за каждый дом и за каждую квартиру. Мы с ребятами подробно изучаем бои за Воронеж, выпускаем «боевые листки», где обозначены места сражений. Вот первый рубеж обороны семилукская переправа. Здесь немцев остановила 232 дивизия. После этого они решили перейти Дон по железнодорожному мосту. От танков его защищали всего 16 человек. Наши бойцы подожгли железнодорожный состав и пустили его по мосту вагонами вперёд. Немцы не смогли пройти и здесь. Они преодолели второй рубеж обороны Подклетное. Там фашисты сами навели переправу, несмотря на то, что их бомбили наши лётчицы - «ночные ведьмы». Вот третий рубеж обороны Подгорное. За него бились целую неделю. За ним идёт «Горячий треугольник» территория между Задонским шоссе и Семилукской дорогой. 

Мы с учениками хотим, чтобы об этих событиях помнили. Есть памятники в районе семилукской переправы, в Подклетном и Подгорном. Но бой за «Горячий треугольник» никак не отмечен. А ведь там была такая «каша»… Дети даже сделали проект памятника «Родник жизни». Дело в том, что мы нашли источник, из которого брали воду солдаты. Территория вокруг родника простреливалась, и многие бойцы погибли, пытаясь до него добраться.

Нам подарили ксерокопии настоящих боевых карт, где кодовые названия написаны руками командиров. На их основе дети нарисовали свои карты. Вот, например, в «Горячем треугольнике» есть роща Малая, роща Фигурная, роща Сердце.

«Как они слушают!»

АиФ: – А как работает ваш клуб?

С.Ф.: –Мы с ребятами выезжаем на места боевых действий. С транспортом нам помогает местное сельхозпредприятие, прошлым летом автобус выделила воинская часть. Последняя наша экскурсия «Отчизны верные сыны» была посвящена войне 1812 года мы посетили Чугуновское и Терновое кладбища, где похоронены участники сражений с Наполеоном. Ещё в клубе проводятся конференции и встречи с ветеранами Великой Отечественной. 

АиФ: – А как появилась идея открыть мемориальную доску в честь Героя Советского Союза Карпа Ковтуна?

С.Ф.: – Лётчик Карп Иванович Ковтун первый Герой-воронежец. Недавно его именем назвали одну из улиц Никольского. После этого мы с ребятами начали изучать его биографию. Кстати, он не любил своё имя и называл себя Константином. После того, как был брошен клич на борьбу с фашистским мятежом в Испании, он стал первым воронежским добровольцем и погиб в 1936 году, защищая Мадрид.

Вместе с музеем-диорамой мы выступили с инициативой открыть мемориальную доску, и Воздушная академия имени Жуковского поддержала нашу идею.

АиФ: – Говорят, что сегодняшних школьников история занимает мало. Но, получается, ребят всё же можно заинтересовать?

С.Ф.: – Вы знаете, как они слушают?! Одна классная руководительница предупреждала нас: «Не берите вы этот класс, здесь одни хулиганы». Но когда мы рассказывали про «Горячий треугольник», было слышно, как муха летит. А сейчас дети увлеклись темой Отечественной войны 1812 года. Ведь как мы делаем? Прежде, чем объявить тему, кто-то из ребят читает стихотворение «Курганами славы покрыта родная равнина»… И после этого включаем «Вставай страна огромная». Становится тихо-тихо. И я начинаю объяснять, что Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года связаны между собой. 

 

Смотрите также: