Воронеж, 14 декабря – АиФ-Черноземье
Главная награда
АиФ: – Серафима Фёдоровна, многое из того, что исследуют юные члены клуба, вы сами видели и помните. Расскажите, где и как вас застала война.
С.Ф.: – Это было страшно. В 1942 году мне было 17 лет, и наша семья жила в Семилуках. В половине восьмого утра прибежала домой мама и стала кричать: «Берите всё, что можно и бегите к переправе»! Я схватила пальто и маленький фотоальбом. Только мы подбежали к переправе через Дон, как немецкие самолёты сбросили бомбы, взорвали мост и стали обстреливать беженцев и отступающие воинские части. Помню: я бегу, не различая ничего вокруг, а самолёт летит над моей головой и стреляет. Но бомбёжка закончилась, сапёры установили переправу, и мы перешли на другой берег.
Потом нам повезло: мы случайно отстали от беженцев и не попали под вторую бомбёжку на Задонском шоссе – так назывался Московский проспект. Мы видели уже её последствия. Этого не расскажешь! Представьте только: и с той, и с другой стороны пылают дома, стонут раненые, женщины плачут, дети кричат… В общем, через какое-то время я, ничего не сказав домашним, вместе с подружкой поехала в военкомат в Усмань. В заявлении написала 1923 год рождения вместо 1925-го и попросилась на оборону Воронежа. Но меня направили в 46-й отдельный местный стрелковый батальон наркомата обороны, который защищал Москву. Я прослужила три года и получила звание сержанта.
АиФ: – После войны сразу решили стать учителем?
С.Ф.: – Мне всегда казалось, что это моё. Когда закончилась война, поступила в Московский городской педагогический институт имени Потёмкина – сейчас его уже нет. Работала в Подмосковье, в Харькове. Преподавала и в детской трудовой колонии на станции Усмань. Первый же день был «боевым» – меня проверяли юные преступники. Но, в конце концов, у нас завязалась отличная дружба. Через год я уехала в Донецкую область к мужу. Провожая меня, ученики подарили украденную в библиотеке книжку с надписью «Лучшему учителю моей юности». Этот подарок я считаю своей самой большой профессиональной наградой.
На Украине я работала учителем, завучем, директором школы, инспектором гороно по русскому языку и внеклассной работе. А в 1974 году вернулась на родину и 10 лет руководила школой № 10 в Никольском. Уже в 1976 году она стала лучшей в Новоусманском районе. Между тем в маленьком здании 1875 года постройки училось аж 500 человек. И в 1983 году я добилась того, чтобы построили новую школу.
Вместо клуба - церковь
АиФ: – А как в школе № 10 появился клуб «Поиск»?
С.Ф.: – Уголок краеведения мы открыли ещё в старой школе. Вместе с учениками стали расспрашивать местных жителей: сначала в Никольском, потом в Подклетном, Масловке, Софиевке. Я сама изучала архивные документы. Итогом этой работы стала книга «Никольское вчера и сегодня. Историко-краеведческие записки», написанная в соавторстве с учителем истории Верой Исаковой и увидевшая свет в этом году. В книге подробно рассказывается о жизни села в разные эпохи: о семье помещиков Паренаго, о построенном в начале позапрошлого века кирпичном заводе, успешно работавшем и в советский период, но обанкротившемся в 90-х, о доме управляющего поместьем барона Геллера – после революции здание превратилось в клуб. После перестройки клуб пришёл в запустение, а сегодня здесь располагается церковь святого Николая Чудотворца.
Потом нас стал интересовать Воронеж. Я же, например, ещё помню, как на месте университета стояла красивая колокольня. Мы с учениками стали исследовать старинные улочки, узнавать их прежние названия. После этого организовали научную конференцию: ребята с увлечением рассказывали друг другу о том, как, например, когда-то по Большой Девицкой улице – сегодня это улица 9 января – в Воронеж купцы привозили хлеб, о ярмарке на площади Ленина… А в 2008 году мы организовали музей, вокруг которого и сформировался «Поиск».
АиФ: – Вас особенно увлекает военная тема…
С.Ф.: – В Никольском не было немцев: здесь не найдёшь ни пулемёта, ни каски, ни снарядов. Но мы вспоминаем людей. Ведь в 1941 году на фронт отправлялись целыми семьями: из одного дома ушли три брата, из другого - отец и два сына… Воронежцы помнят Героя Советского Союза Фёдора Садчикова. Но мы «раскопали», что он учился в нашей школе - ходил сюда из родной Александровки.
Я никогда не смогу сказать, что Воронеж был оккупирован. Здесь дрались за каждый дом и за каждую квартиру. Мы с ребятами подробно изучаем бои за Воронеж, выпускаем «боевые листки», где обозначены места сражений. Вот первый рубеж обороны – семилукская переправа. Здесь немцев остановила 232 дивизия. После этого они решили перейти Дон по железнодорожному мосту. От танков его защищали всего 16 человек. Наши бойцы подожгли железнодорожный состав и пустили его по мосту вагонами вперёд. Немцы не смогли пройти и здесь. Они преодолели второй рубеж обороны – Подклетное. Там фашисты сами навели переправу, несмотря на то, что их бомбили наши лётчицы - «ночные ведьмы». Вот третий рубеж обороны – Подгорное. За него бились целую неделю. За ним идёт «Горячий треугольник» – территория между Задонским шоссе и Семилукской дорогой.
Мы с учениками хотим, чтобы об этих событиях помнили. Есть памятники в районе семилукской переправы, в Подклетном и Подгорном. Но бой за «Горячий треугольник» никак не отмечен. А ведь там была такая «каша»… Дети даже сделали проект памятника «Родник жизни». Дело в том, что мы нашли источник, из которого брали воду солдаты. Территория вокруг родника простреливалась, и многие бойцы погибли, пытаясь до него добраться.
Нам подарили ксерокопии настоящих боевых карт, где кодовые названия написаны руками командиров. На их основе дети нарисовали свои карты. Вот, например, в «Горячем треугольнике» есть роща Малая, роща Фигурная, роща Сердце.
«Как они слушают!»
АиФ: – А как работает ваш клуб?
С.Ф.: –Мы с ребятами выезжаем на места боевых действий. С транспортом нам помогает местное сельхозпредприятие, прошлым летом автобус выделила воинская часть. Последняя наша экскурсия «Отчизны верные сыны» была посвящена войне 1812 года – мы посетили Чугуновское и Терновое кладбища, где похоронены участники сражений с Наполеоном. Ещё в клубе проводятся конференции и встречи с ветеранами Великой Отечественной.
АиФ: – А как появилась идея открыть мемориальную доску в честь Героя Советского Союза Карпа Ковтуна?
С.Ф.: – Лётчик Карп Иванович Ковтун – первый Герой-воронежец. Недавно его именем назвали одну из улиц Никольского. После этого мы с ребятами начали изучать его биографию. Кстати, он не любил своё имя и называл себя Константином. После того, как был брошен клич на борьбу с фашистским мятежом в Испании, он стал первым воронежским добровольцем и погиб в 1936 году, защищая Мадрид.
Вместе с музеем-диорамой мы выступили с инициативой открыть мемориальную доску, и Воздушная академия имени Жуковского поддержала нашу идею.
АиФ: – Говорят, что сегодняшних школьников история занимает мало. Но, получается, ребят всё же можно заинтересовать?
С.Ф.: – Вы знаете, как они слушают?! Одна классная руководительница предупреждала нас: «Не берите вы этот класс, здесь одни хулиганы». Но когда мы рассказывали про «Горячий треугольник», было слышно, как муха летит. А сейчас дети увлеклись темой Отечественной войны 1812 года. Ведь как мы делаем? Прежде, чем объявить тему, кто-то из ребят читает стихотворение «Курганами славы покрыта родная равнина»… И после этого включаем «Вставай страна огромная». Становится тихо-тихо. И я начинаю объяснять, что Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года связаны между собой.
Смотрите также:
- Обречённые на смерть. Как разведчик спас из окружения немцев 1255 человек →
- Мой прадед был героем. Он ушел на фронт добровольцем. →
- В разведку с карандашом →