В целях совершенствования системы патриотического воспитания и развития социальной активности участников образовательных отношений департамент образования администрации города Липецка при содействии Ассамблеи родительской общественности проводит в 2014–2015 учебном году воспитательную акцию «Победа в сердце каждого!».
О ходе акции «Победа в сердце каждого!» мы поговорили с учителем истории и обществознания МАОУ СШ № 48 Оксаной Золотарёвой.
Они стражались за Родину
– Оксана Петровна, как школьники относятся к теме Великой Отечественной войны?
– К войнам, битвам, сражениям у школьников всегда повышенный интерес. В этих темах есть динамика, информация очень эмоциональна, взывает к чувствам. Особенно волнующая для ребят тема – Великая Отечественная война. Её масштабность, продолжительность, трагизм поражают, не могут оставить равнодушным. Когда ученики рассказывают об этой войне, да и обо всех, в которых участвовала Россия, то говорят: «Мы окружили…», «Мы перешли в наступление…», «Мы победили…». Я спрашиваю: «Почему вы так говорите, ведь на самом деле вы не участвовали в этих событиях?». А они удивляются этому вопросу. Это как бы само собой разумеется. «Потому что это наш народ, потому что это наши предки, потому что мы об этом знаем, об этом помним». На мой взгляд, самое важное – «Знаем и помним…».
– Как школа помогает ученикам «знать и помнить»?
– На уроках мы говорим о военных операциях, партизанском движении, международных конференциях, трудовой жизни в тылу, к сожалению, меньше о героях и их подвигах. Ведётся большая внеурочная работа – линейки Памяти, часы мужества, встречи с ветеранами, социальные акции, исследовательская деятельность. Интересны ребятам часы общения, где они с гордостью рассказывают о том, как воевали их бабушки и дедушки.
– Я считала, что сегодняшние школьники мало что знают о подвигах своих родственников…
– Во многих семьях история дедов и прадедов передаётся из поколения в поколение вместе с наградами и фронтовыми письмами. Но не у всех. И этому есть объективные причины – годы. Уходят те, кто мог бы рассказать… Разыскивая сведения о своих дедах, я нашла интернет–ресурс «Подвиг народа.ру» – архив Министерства обороны. Он содержит информацию о наградах, документы, описывающие подвиги солдат и офицеров Второй мировой. Мне удалось обнаружить там наградные листы к орденам и медалям своих дедов и их братьев, родственников, узнала много нового, хотя имела счастье поговорить с ними на эту тему лично. Но увидев описания подвигов, выведенные каллиграфическим почерком офицера, заполнявшего документ в том самом 45–м, о том, что один мой дед уводил машину с горючим из колонны под обстрелом «мессершмиттов», а другой брал высоту в качестве стрелка и не оставил боя даже после ранения, истекая кровью… Я дальше уже не видела текста, текли слёзы. Появилось понимание, что каждый может найти своих, узнать и поделиться. Я рассказала об этом своим ученикам. И нашли, и поделились друг с другом. Это было трогательно и торжественно.
С чего начинается Родина
– К чему же привели эти поиски?
– Ребята многое узнали о своих дедушках и бабушках. Дед Иван, дедушка Нагим, бабушка Маша… А они, оказывается, «…автоматчик роты автоматчиков, начальник дивизионных мастерских, командир экипажа танка, командир понтонного взвода…» Это было интересно и захватывающе. Дед Даши Попковой – Иван Иванович Верченко – 4 августа 1944 года остался в бою один, его танк удержал занимаемый рубеж в районе Вильковоле, чем обеспечил выполнение задачи полка. Дедушка Леры Кононыхиной погиб в немецком плену. А семья до сих пор знала только, что пропал без вести.
– Много учеников приняли участие в поисках?
– В поиске сведений о судьбе своих близких приняли участие 26 человек, нашли информацию на сайте «Подвиг народа» 14 учеников, о наградах –19 человек. Эти 19 человек участвовали в самых крупных, значительных и переломных сражениях от трагического начала войны до победы над Японией.
– Мы часто сталкиваемся с попытками переписать историю Второй мировой, что можно противопоставить таким попыткам?
– Известные с детства факты героизма советских воинов сегодня подвергаются сомнению. Мы вооружены абсолютно достоверными материалами – пожелтевшими листами документов, датированными 1941–1945 годами, которые ещё раз подтверждают героическое прошлое нашего народа, его вклад в Великую Победу.
– В чём важность такой работы?
– Воспитание памятью – это и есть самое главное. Чтобы наши дети жили в мире, они должны знать историю своего народа, усвоить простую и святую истину – они внуки и правнуки настоящих Героев. И когда с помощью школы, с участием семьи ребята это усвоят, то будут иметь право говорить: «Мы победили!». И это будет честно. По праву памяти.