Гуманизация условий отбывания наказания

   
   

Белгород, 16 апреля – АиФ-Черноземье

Видеонаблюдение и конференц-связь

Свой визит в это учреждение УФСИН России по Белгородской области мы начали с комнаты приёма передач и ожидания свиданий, где есть обзорный стенд для родственников, на котором представлены фото внутренних помещений СИЗО. Здесь же есть и магазин, в котором те, кто отбывают в СИЗО свой срок наказания, могут два раза в месяц отовариться – цены на продукты такие же, как в магазинах. При приёме передач, так же как и в комнате свиданий с осуждёнными, есть детские уголки с игрушками – для родственников с детьми. Свидания с родственниками осуждённым дают как на несколько часов, так и длительные – до трех суток, для чего оборудованы специальные комнаты свиданий с кроватями, кухней, другой мебелью. Для следственно-арестованных, кто попадает сюда на время рассмотрения кассационных жалоб – а это в среднем месяц-полтора - положены только краткосрочные свидания с разговором по телефону из-за перегородки.

СИЗО является ещё и транзитным учреждением, через которую постоянно идут этапы по 20-40 человек. Сюда приходит транзит со всей России и с Украины. Все десять лет учреждение постоянно оснащается, переходит на новые системы несения службы, – сейчас в нём около 100 видеокамер, работающих круглосуточно, которыми прежде всего оснащено карантинное отделение для прибывших впервые, а также спецблок, где содержатся совершившие особо тяжкие преступления. Уже в этом году благодаря видеонаблюдению удалось пресечь три попытки суицида.

Белгородское СИЗО № 3 – одно из первых в России, где начали использовать систему видео-конференц-связи с судами, так что нет необходимости везти подследственного на заседание суда – непосредственно из СИЗО есть связь и с Белгородским областным судом, где рассматриваются кассации, и с Верховным судом РФ.

«Тюрьма есть тюрьма»

   
   

– Сейчас идёт гуманизация условий отбытия наказаний. Вы видели комнаты приёма передач, комнаты свиданий – там всё сделано, чтобы «тюрьмой не пахло», – говорит начальник СИЗО № 3, полковник внутренней службы Сергей Сыромятников. – Сейчас у нас раздельно содержатся курящие от некурящих, есть льготные условия содержания для осуждённых из хозобслуги. Но гуманизация, с моей точки зрения, тоже не должна быть чрезмерной. В тюрьме не должно быть лучше, чем на воле.

Всего изолятор по проекту рассчитан на тысячу мест. Он всё ещё находится в процессе строительства - действуеттолько четыре этажа первого режимного корпуса, рассчитанного на 500 человек. В настоящее время здесь содержится около 170 подследственных, 12 человек транзита и 21 – штат хозобслуги. Поскольку сейчас в судопроизводстве есть тенденция не арестовывать за мелкие и средней тяжести преступления, то сюда попадают те, кто осуждён не впервые, у кого тяжкие статьи – грабежи, убийства, наркотики. У всех у них собственное представление о тюремных правилах, и администрации СИЗО приходится вести разъяснительную роботу с теми, кто делает попытки противостоять здешним требованиям.

Входим в одну из камер – она рассчитана на двоих. Девушка у окна стоит к нам спиной, она – подследственная, ждёт кассации и не хочет общаться с прессой. Зато работник отряда хозобслуги – осуждённый из Ракитянского района Виктор Иванович рассказывает, что попал сюда по 158-й статье «Кража», и уже два месяца в отряде.

– Здесь людей меньше, чем в колонии, условия содержания лучше – мы живём по два-три человека в комнате, – говорит он. – Живём по внутреннему распорядку, я занимаюсь раздачей пищи.

Мы наблюдаем, как осуждённый с товарищем выносит тяжёлые баки с обедом. Кормят здесь, кстати, вкусно и сытно, повара вольнонаёмные. Виктор Иванович катит тележку вдоль камер, подавая пищу в каждое окошко, где содержатся подследственные. У него дома жена, двое детей. Говорит – тюрьма есть тюрьма, хочется домой.

Смотрите также: