Студенты Воронежской академии искусств, журналисты и просто любители хорошего кино и драмы, собрались в малом зале ВГАИ для того, чтобы послушать знаменитого кинорежиссера и драматурга.
Лекция с небольшими элементами мастер-класса для молодых актеров длилась без малого три часа, и за это время Иван Вырыпаев рассказал, что такое современное искусство и чем искусство отличается от творчества.
Краткий экскурс в историю
Драматург предупредил, что без понимания того, как развивалось искусство, нельзя говорить о нем в контексте современности. Поэтому он предложил начать с «Большого взрыва»:
– Вначале никакого искусства не было. Было «пространство сакрального» – мантры, песнопения, иконы. Все это нужно было для соединения человека с Богом. Чем отличается «пространство сакрального» от искусства? Андрей Рублев, показывая нам икону, говорит: «Вот Бог». А Микеланджело, рисуя картину, говорит: «Вот я показываю вам Бога». Искусство – это о чем-то. Сакральное пространство разделилось, и из него вышло искусство.
Об искусстве и творчестве
В ходе лекции, Иван Вырыпаев заострил внимание на том, что искусство и творчество – это разные вещи, которые часто путают:
– Искусство – это отражение реальности в различных формах проявления, несущее себя в массы, в то время как творчество – это только подход к тому или иному делу. Можно принадлежать к миру искусства и при этом не проявлять творчества в своей профессии, а можно творчески выполнять работу пожарного. Творчество присутствует повсюду. Цель творчества – стать самим собой. Это самое главное. Твоя профессия, твое существование в мире – это твой путь, который тебе дан. Ты не просто работаешь, ты узнаешь мир.
Постмодернизм в современном мире
Иван Вырыпаев поделился с публикой своим пониманием постмодернизма:
– Я положительно отношусь к постмодернизму как к тому, что нас окружает сегодня. Это и есть наша жизнь. Он освобождает нас от догм, за которые мы схватились и держимся. Он разрушает стереотипы, которые нам нужно отпустить.
Авторский метод в рамках современного искусства
Режиссер показал, что современное искусство прекратило свое существование:
– На сегодняшний день все формы искусства себя исчерпали. Можно только улучшить те формы, которые есть. Можно сделать вывод о том, что пространство искусства закончилось. Произошел конец искусства как отдельного вида и отдельного пространства. Непонимание этого момента ведет к симуляции искусства.
Говоря об уникальности творческого подхода к драме как жанру, автор приводит пример:
– Мой метод опирается на классическую театральную школу. При этом он основан на тотальном присутствии человека на сцене. Спектакль – это то, что я что-то делаю для вас. Современное искусство – это разрушение четвертой стены. Соединение зала с тем, что происходит на сцене. И я стараюсь работать именно по этому принципу. Если мы возьмем фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и покажем его в пустом кинотеатре, где не будет ни одного зрителя, то, несмотря на это, можно будет сказать, что акт искусства состоялся. А если в таком же пустом зале показать фильм «Кислород», то ничего не произойдет. Потому что для того, чтобы смотреть фильм «Кислород» обязательно нужен один человек в зале, зритель. Обязательно. Этот фильм не существует сам по себе.
Смотрите также:
- Актер Юрий Смышников: «Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену» →
- Режиссер Эл Эрсбурн в Воронеже: «Я 30 лет не смотрю телевизор» →
- Сотворить сцену. О том, как создаётся спектакль →