Воспитатель Людмила Костина: «Все просто – ребенку нужно внимание»

   
   

Порой мы забываем, как это быть маленьким, не понимаем, как найти подход к своему ребёнку, и уж тем более не знаем, как воспитать его хорошим человеком. Накануне Дня защиты детей мы пригласили в гости Людмилу Костину, воспитателя с 40-летним стажем, чтобы та рассказала в чём «корень зла»?

Растут и меняются

Елена Деревянкина, АиФ-Черноземье: 1 июня мы отмечаем День защиты детей. Как вы думаете, от чего нам следует защищать современных детишек?

В первую очередь от нерадивых родителей, среди которых встречаются наркоманы и алкоголики. Это страшно, и страдают от таких «воспитателей»  в первую очередь их же дети. Вот от таких мам и пап и надо защищать.

Вы уже много лет работаете с детьми. Скажите, очень ли они изменились?

досье
Людмила Костина родилась в Воронежской области. Окончила Борисоглебское дошкольно-педагогическое училище в 1967 году. Работает воспитателем 43 года. Награждена почётными грамотами городского и областного уровней. Замужем, имеет дочь и внучку.
– Когда я просматриваю фотографии первых лет своей работы, то понимаю, насколько всё стало другим! Раньше девочки ходили в ситцевых сарафанчиках, сегодня на них дорогие красивые платьица. Заметны перемены и в бытовых вещах, например, в питании. Сейчас малыши более разборчивы, избалованы. Раньше было намного проще: дети всё кушали с удовольствием. Помню, любили компот из сухофруктов, а современные малыши не хотят его пить, нам приходится объяснять, что это вкусно и полезно. Но если ребёнок привык дома к лимонаду и чипсам, то нормальную детскую еду он уже в рот брать не хочет.

Довольно много сейчас «домашних» детей, у которых нет братьев и сестёр, они привыкли, что дома всё только для них. А в детсаду коллектив: нужно делиться, уступать, договариваться.

   
   

Двадцать-тридцать лет назад и родители были другими: более отзывчивыми, добрыми. Сейчас некоторые считают, что раз заплатили за детсад, то все им обязаны, а сами они заниматься ребёнком не хотят. К счастью, таких меньшинство.

А как за 40 лет менялись методики воспитания?

Меняется только оболочка, азы остаются прежними. И раньше, и сейчас все занятия для малышей мы проводим в игровой форме. Это интегрированные занятия, где одно дело сменяет другое чтобы не было скучно. Смена вида деятельности не только интереснее, но и полезнее мальчики и девочки развиваются в разных направлениях.

Все беды от лени?

Часто о маленьких детях говорят, что они «неуправляемые». Так бывает, или просто родители не умеют воспитывать своих чад?

Дети бывают разные. Есть гиперактивные малыши, с которыми действительно тяжело. С ними нужно беседовать, вовлекать их в спокойные игры, развивать усидчивость. Если же не обращать внимания на особенности ребёнка, то, конечно же, будет всё сложнее и сложнее.

Выходит, всему виной родительская лень? Посадил малыша смотреть мультики - и забыл…

Есть и такое. Раньше с этим было проще, потому что не было компьютеров, планшетов, мобильных телефонов. Дети больше читали, рисовали, лепили. А сейчас многие приходят домой и к компьютеру или телевизору. И родители не против им это удобно.

А стоит ли ограничивать детей от продуктов технического прогресса?

Я считаю, что да. Во-первых, это эмоциональный перегруз. Во-вторых, лишняя нагрузка на зрение. В-третьих, вы посмотрите, что показывают по телевизору сплошное насилие, негатив, жестокость! Даже в детской анимации. А вспомните наши советские мультфильмы, русские народные сказки какие они были добрые, интересные, хорошие... Сейчас это не популярно. А вообще ребёнок должен двигаться, гулять, заниматься творчеством, а не сидеть сутками у экрана или монитора.

Посоветуйте, когда стоит начать заниматься развитием ребенка, я имею в виду учить его читать и писать, отдавать в какие-то кружки?

Всё зависит от самого ребёнка. Если родители начали заниматься и видят, что дело пошло, что их сыну или дочке всё нравится, то, конечно, нужно продолжать. Но бывает, что не получается, ребёнок никак не может включиться в процесс обучения, ведь все усваивают информацию по-разному. Поэтому заниматься нужно, но главное не переусердствовать. Кроме того, надо уметь заинтересовать. Сейчас это довольно просто в магазинах полно обучающих книг с элементами игры. Самому даже выдумывать ничего не надо.

Уже года в четыре видно, к чему ребёнок предрасположен, а иногда и раньше. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, кто-то рисовать… Если есть наклонности, то можно отдавать в какой-то кружок или спортивную секцию. Да и в детсаду тоже стараются рассмотреть индивидуальность. Например, наш музыкальный работник даже сценарии к праздникам пишет, ориентируясь на способности детей, чтобы каждый мог поучаствовать и проявить себя.

Насколько важно для дошкольника общение со сверстниками? Всегда много споров о том, нужно ли отдавать ребёнка в детсад, ведь есть мнение, что плохому малыш учится у других детей...

Это совершенно неправильное мнение! Пока ребёнок маленький до трёх лет, его круг общения может ограничиваться мамой и папой, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с ровесниками. Ему уже неинтересно с родителями. В детском саду малышей приучают к коллективу. Дети учатся дружить. А если ребёнок сидит дома, ему негде получить это общение. К тому же в садике дети привыкают к дисциплине, к режиму. Им потом и в школе будет легче.

Время  детям

- А как сегодня живется воспитателям? Охотно ли молодые идут в эту профессию?

Люди разные, и когда приходит новенький, сразу видно, будет из него толк или нет. Некоторые разочаровываются и убегают. А те, кто любят детей, остаются и работают с душой. Коллектив у нас потихоньку омолаживается, и приходит достойная смена. У молодёжи свои идеи, они придумывают что-то новое, интересное, и это здорово! Мы ходим друг к другу на открытые занятия, обмениваемся знаниями и опытом.

Поделитесь своим главным секретом воспитания.

Ребёнку нужно уделять внимание. Родители сейчас часто жалуются, что у них нет времени. Но всё это отговорки. С ребёнком нужно общаться. Если посмотреть на малышей, которых приводят в сад, то разница сразу видна: одни хорошо говорят, знают стихи, а другие ложку держать не умеют. Есть родители, которые считают, что ребёнка в детсаду всему научат, и потому не прилагают никаких усилий. Но если в группе 30 человек, и никто не умеет есть самостоятельно, разве сможет один воспитатель всех накормить? Детей же, которым дома уделяют внимание, видно сразу.

Смотрите также: