Конец света? Воронежцев могут погрузить в потёмки

   
   

На встрече представителей регионального управления тарифов с общественниками от ЖКХ речь шла о перспективах и последствиях реформы. Так когда могут принять «меры экономии», и чем они обернутся для воронежцев?

Большая разница

мнение
Ольга Фролова, руководитель Воронежского городского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ: - Соцнорма нужна в том случае, если законодательство будет прописано в пользу населения, и там будут учтены все нюансы. Идёт огромное воровство, а на соседей можно влиять только общественными методами. Если у нас будет дистанционный съём данных с приборов учёта, и все они будут одного класса, тогда мы максимально исключим воровство. Но на данный момент это нереальные вещи. Будет только хуже. Общедомовое имущество изношено. В 90% домов электрика в таком состоянии, что потери сумасшедшие. Как только законопроект вступит в силу, все ТСЖ сразу рухнут: где они найдут средства, чтобы платить разницу по ОДН?
Соцнорму – предел, после которого за электричество придётся платить существенно больше, в регионе в порядке эксперимента могли ввести ещё в 2013 г. К счастью, у чиновников хватило благоразумия отказаться от этого шага – опыт поставили на жителях других областей.

Повсеместно новые правила должны были начать действовать 1 июля 2016 г. Между тем, в начале февраля премьер Дмитрий Медведев решил отложить реформу на полгода – видимо, чтобы не будоражить электорат перед думскими выборами. Впрочем, окончательные сроки предстоит определять регионам.

Минстрой объясняет своё «изобретение» необходимостью экономии, но энергетики говорят об избытке мощностей: в кризис спрос на электричество падает. Другая цель реформы – стремление уйти от перекрёстного субсидирования, когда льготные тарифы для населения компенсируют за счёт предприятий. Чиновники ставят в пример США: за 1 кВт американцы платят в среднем на 2,8 евро больше, чем россияне. Вот только разницу в доходах почему–то никто не учитывает. Многие эксперты дают более приземлённое объяснение: монополисты хотят переложить свои потери на плечи людей.

В областном управлении тарифов говорят, что будут просить губернатора отложить реформу. Но чиновники уверены: рано или поздно соцнорму введут.

Сомнительно, однако

– Те, кто потребляет в пределах нормы, будут платить даже чуть ниже, чем сегодня, – успокаивает Сергей Попов, руководитель управления тарифов. – У нас есть небольшое количество людей – от 1% до 5%, которые потребляют существенно выше соцнормы – на обогрев бассейнов в зимнее время и т. п. Они будут платить больше. Так реализуется принцип социальной справедливости.

   
   

Но опыт регионов, которые пошли на эксперимент, очень спорный. Если, скажем, в Ростовской области в норму вписались 93% жителей, а «штрафники» переплатили 11%, то для 35% жителей Забайкалья электричество обошлось на 66%, а для 30% нижегородцев – аж на 78% дороже. И это по данным Минстроя – по расчётам общероссийского народного фронта, в той же Нижегородской области в норму вписались лишь 43% жителей.

К чему же приведёт соцнорма на деле? Одинокие пенсионеры, семьи с инвалидами и приёмными детьми в первый год действия новых правил приравниваются к тем, кто укладывается в соцнорму. Но затем для них будет действовать лишь льготный коэффициент – 1,5. А, скажем, слабовидящие и больные глаукомой, которым положено много света, и вовсе оказались за бортом.

Как отмечают эксперты, реформа не учитывает огромные потери в старых домах, причём не только из–за гнилой электропроводки. Ведь многие жильцы из–за проблем с горячей водой уже привыкли пользоваться электрообогревателями.

При этом бардак в ЖКХ усилится многократно: многие тут же начнут «экономить» с помощью магнитов и счётчиков с пультом, а значит, расходы на ОДН взлетят так, что соседи взвоют. Что же в итоге? Хозяйки будут стирать вручную, а школьники – портить зрение, делая уроки впотьмах?

Критики реформы часто вспоминают протесты в Болгарии, где в 2013 г. резко выросли цены на электроэнергию. Впрочем, есть и ещё один близкий пример экономии света – Румыния времён Николае Чаушеску. В Болгарии митинги привели к отставке кабинета министров. Чем всё закончилось в Румынии, тоже известно.

Смотрите также: