Общая победа
– Леонид Иванович, что побудило вас взяться за решение проблем в ЖКХ?
– Я честно, тяжёлым трудом заработал свою пенсию и не хочу отдавать большую её часть на содержание аппарата чиновников, ресурсников и управляющих компаний. А именно это сейчас и происходит. Как–то я решил выяснить, куда расходуются наши деньги. И оказалось, только порядка 23% из перечисленных жильцами средств на содержание и ремонт жилья тратятся по назначению, остальные распределяются между обслуживающими организациями. Я уже не говорю про то, как коммунальщики химичат с расчётами. Когда я стал во всём этом разбираться, у меня волосы на голове встали дыбом.
– С какими самыми грубыми нарушениями вы столкнулись?
– Самые грубые связаны с тарифами на горячую воду: ресурсоснабжающие организации применяют при расчётах формулу № 1 вместо формулы № 23, чем, я считаю, нарушают соответствующее постановление правительства. При существующей же методике мы, потребители, минимум вдвое переплачиваем за горячую воду. Что это, как не скрытое повышение тарифов? В результате цена кубометра стала колебаться от 90 до 800 руб. и различаться не только по домам, но и по месяцам. Мы долго бились. Но в результате конструктивного диалога с властью и после встреч руководства города и области с собственниками всё–таки добились, чтобы на подогрев холодной воды установили нормативы. Они начали действовать с 1 сентября. И теперь стоимость 1м3 горячей воды будет в среднем 152,40 руб. Я считаю, это наша общая победа. Нам бы ещё навести порядок с ОДН.
– У вас тоже есть предложения, как это сделать?
– ОДН – это недостача. Я считаю, нужно ежемесячно создавать комиссию, которая и будет расследовать её причины, находить виновных и разрабатывать мероприятия, чтобы исключить подобное в будущем. Но заниматься этим должна управляющая компания, которую мы, жильцы, наняли на работу. А никак не баба Маша или Леонид Иванович. Беда же в том, что 90% УК – это не управляющие компании, а обслуживающие организации, которые только собирают с населения деньги и не заинтересованы в снижении затрат жителей на коммунальные услуги. Состояние счётчиков, достоверность передаваемых показаний проверяют по большей части формально, даже не проходя в квартиру – нет интереса. Интерес будет, когда всё, что сверх норматива, станет ложиться не на жильцов, а на УК: и списываться со спецсчёта компании, а не закладываться в тариф. Вообще же проблема ОДН надуманная.
– А как же пресловутые «небалансы»?
– Если по итогам года составить баланс, окажется, что РСО не произвели столько ресурсов, за сколько нам начислили. Во–первых, они изначально закладывают в стоимость услуг потери, а во–вторых, в несколько раз завышают нормативы – ну не потребляют люди столько воды и электричества. Мы предлагаем создать комиссию и в течение 3–6 месяцев в качестве эксперимента провести одновременное снятие показаний с общедомовых и выборочно с индивидуальных приборов учёта. Тогда и увидим реальную картину.
Все довольны?
– Вы часто проводите митинги. К вашим требованиям прислушиваются?
– Прислушиваются. К примеру, мы предлагали провести лицензирование УК, отменить непосредственное управление домами, установить уголовную ответственность за подделку протоколов, ввести повышающие коэффициенты для тех, у кого нет счётчиков. И нас услышали, о чём говорят изменения в законодательстве. Просто нужно не молчать. А у нас как большинство – получили платёжку, поохали, повозмущались, и пошли оплачивать. Вот и получается, вроде как все всем довольны. Собственно, мне это и сказали в приёмной президента в 2012 г., когда я привёз им вместе с материалами, свидетельствующими о кумовстве и коррупции в ЖКХ, и предложениями по решению наболевших проблем полторы тысячи подписей липчан, недовольных положением дел в «коммуналке». А остальных, спросили меня, всё устраивает?
– И какой была реакция?
– Сильной. Совпадение или – нет, но через некоторое время после моей поездки от должности отстранили замгубернатора, отвечающего за сферу ЖКХ, и председателя профильного департамента города. А представьте, если бы нас было не полторы, а двести тысяч?
– Не писать же всё время президенту?
– Можно проблемы решать и на местах. Не работает управляющая компания – жаловаться в жилинспекцию. Не реагирует – в прокуратуру, в суд. Я это прошёл. Все суды против УК, ресурсников я выиграл, не имея при этом юридического образования. А так, чувствуя безнаказанность, коммунальщики творят произвол при попустительстве и с ведома некоторых представителей власти, которые устранились от проблем липчан и живут своей жизнью. По сути ситуация в ЖКХ – это «узаконенная» коррупция, не подпадающая под статью, но приводящая к потере населением миллионов, которые уплывают в карманы «нечистоплотных» управляшек, ресурсников и аффилированных с ними чиновников. Чтобы её переломить, нужна всего лишь политическая воля.