Что формирует мировоззрение русского человека? Что навсегда западает в его память, душу, становясь ментальным кодом? Ироничное исследование в Воронежском центре современного искусства 28 июля представила художница Анна Третьякова.
Ментальные коды и символы эпохи
О «загадочной русской душе» ходят целые легенды. Свой исследовательский проект Анна Третьякова начала довольно давно. Например, в него включена серия живописи на ржавом металле. Эта часть проекта в прошлом году была показана в параллельной программе Московской биеннале современного искусства.
В Воронеже Анна создала масштабную инсталляцию, с иронией показав аспекты жизни русского человека. Кстати, экспозиция частично была навеяна самим выставочным залом ВЦСИ, выложенным белым кафелем. «Кафельный зал – это опять же что-то из русского. Поликлиники, столовые – все это кафельные залы. Довольно странно все это выглядит, но, опять же, щелкает, работает изнутри», – рассказала Анна Третьякова.
Пол, усыпанный шелухой от семечек, старая занавеска, алоэ, березы, хлеб, «законсервированный» в трехлитровых банках, русский орнамент из заводских деталей создают единое пространство. «Мне было интересно проследить, какие коды срабатывают во мне», – говорит художница.
В итоге получилась экспозиция, включившая в себя объекты, к которым русский человек относится с большим трепетом, например, хлеб, березы. Кроме того, здесь представлены вещи, которые стали неотъемлемой частью жизни целых поколений. Например, старинная занавеска, которая давно уже не вписывается в интерьер, однако многие до сих пор не решаются с ней расстаться, алоэ в горшках, десятилетиями красовавшееся на окнах домов и общественных учреждений. Еще одной частью жизни русского человека, показанной в экспозиции, является консервирование овощей на зиму.
«Консервация – это такой ритуал, который в нас срабатывает, который все делают, хотя все это уже продается: огурцы, варенье можно купить».
Искусство с иронией
По полу зала художница рассыпала шелуху от семечек, говоря о том, что эту картину можно часто увидеть в городах, деревнях. При этом Анна Третьякова подчеркивает, что у нее нет желания кого-то пристыдить или высмеять. Здесь нет сарказма, только ирония. Анна Третьякова призналась, что на сбор шелухи от семечек ушло порядка полугода. Поначалу ей в голову приходила идея устроить художественную акцию, участники которой бы грызли семечки, однако от этого пришлось отказаться, и всю работу Анна Третьякова проделала сама.
«Говорящим» является и название выставки. +7 – международный код России. «Может быть не у всех такие прямые ассоциации с +7, но все набирают +7, поэтому, так или иначе, это некий ментальный код».
Анна Третьякова также рассказала о том, как проект будет развиваться дальнейшем:
«Мне интересна эта тема. В Москве есть и другие художники, которые работают с ментальными кодами, но с несколько других ракурсов: с позиций, как видит мировое сообщество русских людей, с позиций традиций. Мы думаем, что в ближайшее время будет какая-то общая выставка, объединенная тематикой ментальных кодов. Я пытаюсь в легкой форме показать современное искусство. Многие считают, что современное искусство ужасно сложное. Мало кому из обывателей, которые не связаны с искусством, интересны тяжелые темы. Тяжелого искусства много, а ироничного отношения не хватает».
Смотрите также:
- Художница Лариса Гришаева: «Работая в тишине, проникаешь в душу картины» →
- Живописец: «Каждая выставка – это определённый экзамен для художника» →
- Михаил Салычев: "В скульптуре должна жить музыка" →