9 марта в книжном клубе «Петровский» столичный «Театр.док» прошел документальный спектакль «Правозащитники /Последняя вечеринка». Воронежцы живо заинтересовались темой, и вместо одного показа организаторы провели два.
Автор пьесы – воронежский правозащитник Анна Добровольская. В основу пьесы легли интервью с борцами за права человека, представителями известных организаций и теми, кто пусть и менее известен, но от этого не менее важен. Как они стали правозащитниками? Что ими движет? Что дает силы работать? О чем они мечтают? Как правило, они неохотно говорят о себе, да и всегда некогда. Часто день правозащитника заканчивается далеко за полночь.
Действие разворачивается в офисе правозащитной организации, который с завтрашнего дня сдается в аренду. Начинается все с «посвящения» «первому российскому правозащитнику» – доктору Фридриху Гаазу, приехавшему в Россию в 1806 году. Все в его жизни складывалось: ширилась практика, появились личные владения, а вот умер немецкий врач в нищете. В какой-то момент Фридрих Гааз, известный в России как Федор Петрович, начинает работать с заключенными, делать врачебные обходы и так далее. Фридрих Гааз даже испытал на себе страшные кандалы, которыми сковывали заключенных и, раз их не могли отменить, придумал сделать в них прослойку из кожи, чтобы зимой кандалы не примерзали. Парадоксально, но теперь известно изобретение – кандалы Гааза, вот так «увековечили» память «первого российского правозащитника». Кстати, тема защиты прав заключенных красной нитью проходит через весь спектакль. Помимо личностей правозащитников в спектакле также показана бывшая заключенная, которая по-новому взглянула на свою жизнь благодаря тому, что были неравнодушные к ее ситуации люди.
Через постановку «Театра. док» зрители знакомятся с историями таких правозащитников, как Игорь Каляпин, Людмила Альперн, Валерий Борщев, Андрей Бабушкин, Леонид Агафонов, Элла Полякова. Примечательно, что два правозащитника, давших интервью для создания спектакля, предпочли не раскрывать своих имен.
Правозащитные организации вносятся в список иностранных агентов, их деятельность преследуют порой с неожиданных сторон. В спектакле также приводятся цитаты из СМИ и блогов, где правозащитников как только не именуют и, конечно, нелестно. Сдаются ли они? Нет. Они верят, что и один в поле воин, что если вложить во что-то эмоции, душу, это можно изменить.
Смотрите также:
- Сергей Толмачёв: «Зритель обязан понимать, что его ждёт в театре» →
- В Воронеже показали постановку, соединившую Платонова и Хемингуэя →
- «Другое кино» - для кого оно? →