В Воронеж привезли «Другое кино». Всего пять фильмов - участников и победителей главных кинематографических фестивалей мира (Канны, Венеция, Берлинале, Сандас). Эти картины заставляют задуматься, показывая то, чего не увидишь в широком прокате.
Где ты, зритель?
Однако фестивалю в нашем городе не удалось наполнить залы. Впрочем, ценители хорошего, необычного кино всё же нашлись.
- Не мог наш первый фестиваль собрать много народу в регионах, - считает Борис НЕЛЕПО, кинокритик, куратор фестиваля «Другое кино». - Я знаю, что публика есть, поэтому сейчас мы разрабатываем почву на будущее. Почему это кино - другое? Мне кажется, это искусственное разделение. Эти фильмы могут понять все, но они требуют работы зрителя. Причём, имеется ввиду не багаж знаний, а открытость, готовность человека вступить в некий диалог с автором фильма.
Видимо, немногие сегодня готовы к такому диалогу. Весь фестиваль собрал меньше людей, чем очередная часть про супергероя или новая американская комедия. Но те, кто пришёл, остались довольны увиденным. А во время закрытия фестиваля, после просмотра нашей картины «Со мною вот что происходит» в зале разгорелась настоящая дискуссия. А значит, фильм никого не оставил равнодушным.
Нитью надежды
О чём же это «другое» кино? Пожалуй, каждый из фильмов пропитывает надежда. В итальянской картине «Цезарь должен умереть» играют не актёры, а заключённые-уголовники. В российском кино «Со мною вот что происходит» люди теряют себя в суете большого города. В американском «4:44. Последний день на земле» герои ждут конца света…
- Надежда - сквозная линия фестиваля, - говорит Борис Нелепо. - К примеру, фильм «Звери дикого юга» о гибели старого мира. В нём показано утопичное, инфантильное общество. Но в финале всё же есть надежда на светлое будущее. Эти фильмы объединяет камерность, интимность.
По мнению кинокритика, основная проблема российского кино сегодня в том, что режиссёры выстраиваются в очередь в ожидании подачки в виде крупных бюджетных средств. При этом, чтобы снять фильм, сейчас не нужно много денег. Современные технологии позволяют снимать картины даже на фотоаппарат, при этом изображение получается качественным. Кроме того, новые методы дают простор фантазии - можно делать фильм иначе, пробовать что-то новое.
- Другая проблема российского кино - отток зрителя, - говорит Борис Нелепо. - Кино сегодня трудно продвигать, потому что зритель идёт только на большие проекты с хорошей рекламой. Фильмы в России сейчас снимают неплохие, но зритель их не жалует.
Так и появляются проекты, подобные «Другому кино». Ведь именно здесь можно увидеть на большом экране то, что смотрят ценители кинематографа на ведущих мировых фестивалях.