Константин Хабенский известен в России не только по ролям в «Адмирале» и «Ночном дозоре», но и благодаря своей благотворительной деятельности. В 12 городах страны работают его творческие студии, где, как говорит сам актер, из детей делают «интересных людей».
На фестивале «Маршак» вместе с ребятами из трех студий Константин показал три спектакля, которые оказались ориентированы больше на взрослых, нежели на детей. Воронежская история по Хармсу, уфимская ироническая сказка «Ха-Ха-Чу» и казанская интерпретация романа «А зори здесь тихие» были заявлены этим летом на фестивале «Оперение» в городе Санкт-Петербург и за несколько месяцев выросли в прекрасные спектакли, в которых играют дети. После показа последнего Константин остался в зале, чтобы поговорить с воронежской детворой и их родителями и учителями о профессии.
О понимании и недопонимании
Мы приехали на фестиваль детских спектаклей, где играют взрослые. Но мы хотели показать спектакль, где играют дети, для взрослых. Я много чего не понимаю в работах наших студийцев. Но я чувствую, что они что-то имеют в виду. Но влезать в придумку и требовать объяснить не всегда нужно. Иногда нужно чего-то «недогонять».
Об отборе в студию
Раньше в студию приходили заниматься все, кто хотел. Сейчас у нас есть простой отбор. Нужно выучить стихотворение или прозу наизусть и уметь хоть как-то двигаться. То есть нужно приложить какие-то усилия для того, чтобы пройти кастинг. Второе требование – это дисциплина и посещение. Так как занятия бесплатные, я и мои коллеги требуем этого. Дальше уже мы фантазируем свою историю.
О детях, которых хочется убить
Я смотрел в Лондоне мюзикл «Король Лев». Там в первом акте играют дети. Я хотел убить этих детей. Они такие профессионалы, что у них давно уже не горят глаза. У них внутри ничего нет. Мне было их жаль. Я ждал, когда они уйдут со сцены. Я больше люблю шероховатости, недоученности, но желание, смелость, нежели заученность и холодный нос.
Об упражнениях
Все упражнения в студии взяты с первых курсов театральных институтов. Мы занимаемся вокалом, художественным словом, пластикой. Это нужно для того, чтобы любой наш студиец мог выйти на сцену и красиво рассказать об увиденном фильме, о последних событиях в городе, о своем отношении к ним.
Задача на студии, помимо всех пирогов, которые мы готовим и которыми мы потчуем зрителя на фестивалях, - отговорить стать актером. Промыть мозги, снять розовые очки и предложить молодому поколению заниматься более полезным делом, нежели актерское мастерство.
О том, как «развалили школу»
Я и мои коллеги реализуем какие-то свои творческие планы, которые может быть никогда нам не позволят сделать. Мы балуемся, мы веселимся, мы поднимаем очень серьезные темы и опять переходим в шутовство. Мы учимся, подсматриваем за реакциями. Наша задача – сохранить в себе как можно дольше это безобразие под название «детство». Нет ничего скучнее, чем умудренный опытом ребенок.
Наша небольшая заслуга есть в том, что дети чуть раньше стали интереснее друг другу, нам, учителям в школе. После первого года занятий в Казани ко мне подошла директор школы и сказала: «Что-то вы хорошее с детьми делаете. Мы не привыкли, что они так общаются. Они начали иметь свое мнение. Вот так развалили школу. В хорошем смысле».
О том, как помочь
Мы поставили музыкальный благотворительный спектакль «Поколение Маугли». Честь нам и хвала, что у нас есть такие студийцы, которые так умеют работать, которые так отдаются делу и которые понимают, для чего и для кого они выходят на сцену. В конце каждого спектакля у нас на экране появляются фотографии конкретных ребят, для которых мы играем этот спектакль и которым очень нужна наша финансовая и эмоциональная помощь. Когда мы приезжали первый раз в Москву с гастролями «Маугли», к нам пришел мальчик по имени Михаил, которого раньше мы видели только на экране монитора и вдруг увидели в зрительном зале. Мне кажется, тут все участники поняли, что речь идет о спасении и помощи конкретным людям. Это живой пример того, как, не владея финансовыми потоками, можно просто помогать людям.
Об актерском хлебе
Совет что начинающему, что заканчивающему актеру. Если он называет себя актером, условие только одно – преданность своей профессии.
Артист – это такая профессия, которой нужно соответствовать. Каждый раз, выходя на сцену или входя в кадр, ты должен доказывать, что ты имеешь право здесь быть: себе, зрителю, всем. Как только ты стал любоваться собой, ты не артист. До свидания!
Я ловлю кайф от нахождения на сцене, незнания того, чем закончится встреча со зрителем. И испытываю желание каждый раз сказать что-то новое и поделится этим.
Смотрите также:
- Актёр сериала «Кухня» Марк Богатырёв: «Свою главную роль я ещё не сыграл» →
- Маленькие актеры необычного театра готовят новую постановку →
- Константин Хабенский: «Стихи Маршака – вне времени» →