В Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря, Наталья Черникова, одна из самых активных членов Воронежской областной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), рассказала о проблемах «недоступной среды», экономии на людях с ограниченными возможностями, а также о том, что наперекор всему помогает им с оптимизмом смотреть на жизнь.
Жизнь на ощупь
- Наталья, вы стали инвалидом ещё в Советском Союзе, когда о подобных гражданах старались говорить поменьше или вовсе их не замечать. Вы как-то чувствовали такое отношение на себе?
Проблем у инвалидов моей «категории» в то время хватало. Не было ни одноразовых шприцев, ни качественных инсулинов, ни глюкометров, так что контролировать сахар в крови было весьма и весьма проблематично. Можно сказать, что мы жили на ощупь. Я уже не говорю о пандусах и лифтах-подъёмниках, а также специальном транспорте, о которых инвалиды тогда и слыхом не слыхивали.
- Когда положение стало меняться?
- Совсем недавно. Реально ситуация улучшилась после ратификации Россией в 2012 году Международной конвенции о правах инвалидов, которая сдвинула процесс с мёртвой точки. Именно после этого активно заговорили о том, что давно уже внедрено на Западе - о доступной среде для людей с инвалидностью, низкопольном транспорте и других «средствах», облегчающих жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья - то, что я воочию наблюдала на Олимпиаде в Сочи, куда была аккредитована от издания для инвалидов «Берег надежды».
- А как по сравнению с олимпийским Сочи в этом плане выглядит Воронеж?
- Довольно скромно, хотя кое-что для людей с инвалидностью делается и здесь. Например, количество лифтов на надземных переходах можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те, по большей части, не работают. Так называемых пандусов в виде приваренных к ступеням рельсов понаделали много, но они в большинстве своём не соответствуют требуемым нормам, и подняться или спуститься по ним на коляске способен разве что самоубийца. Надеемся, что с помощью недавно открытого при Коминтерновском районном отделении ВОИ учебно-ресурсного центра «Доступная среда» положение в этом плане изменится.
Что касается диабетиков, то сейчас они в полной мере обеспечены хорошими инсулинами, но вот средства контроля за сахаром оставляют желать много лучшего. Мы долго бились за то, чтобы хотя бы детей с диабетом не переводили с гораздо более качественных импортных на отечественные глюкометры и тест-полоски. Но, очевидно, фактор экономии для чиновников от здравоохранения перевесил всё остальное. Теперь вот бьёмся за то, чтобы доступным для инвалидов стал транспорт...
Никак иначе!
- В прессе очень много говорилось о том, что местные чиновники специально для инвалидов приобрели низкопольные автобусы, а в областном центре даже появилось социальное такси.
- Низкопольные автобусы в городе, действительно, есть, но беда в том, что их водители то ли по незнанию, то ли по нежеланию не хотят помогать инвалидам при посадке и высадке, а без такой помощи многим бывает сложно воспользоваться общественным транспортом. Нередко случается, что водители тормозят за пределами остановок, и добежать до автобусов людям с инвалидностью нет никакой возможности.
Что же касается социального такси, то сейчас на миллионный город приходится всего четыре таких машины. Конечно, этого недостаточно. Поэтому поломка даже одного из автомобилей или уход водителя на больничный либо в отпуск могут создать большие проблемы.
- И как же вы выходите из положения?
- Поём и танцуем. Нет, правда! Организуем спартакиады и соревнования, различные выставки, фестивали и конкурсы, тем более что творческих людей среди инвалидов очень много. Только фестиваль «Я автор» в Боброве собирает несколько десятков поэтов, прозаиков и исполнителей авторской песни со всей области. А наша «инвалидская» команда по игре «Что? Где? Когда?» состоит в двадцатке из полутора тысяч всех, в том числе и абсолютно «здоровых», коллективов, входящих в международный рейтинг этой игры. Сейчас вот готовимся к межрегиональному фестивалю КВН в Костроме.
- Значит, хорошего настроения вам не занимать?
- А мы, инвалиды, вообще по натуре большие оптимисты. В противном случае нам было бы просто не выжить.
Смотрите также:
- Город барьеров. Что мешает Воронежу стать центром инклюзивного туризма →
- Незрячие люди в Орле: тяжело ли жить во тьме? →
- Вправе ли они иметь права? →