Недавно председатель Курского историко-родословного общества Евгений Карпук выпустил свою книгу о нашем крае "Русская сторонка", в которой рассказал об истории родного края на фоне истории страны. Последние исследования Евгения Карпука коснулись жизни преподобного Серафима Саровского и позволяют сделать ряд интересных предположений.
- Евгений Семенович, Серафим Саровский - достаточна яркая и хорошо знакомая нашим современникам личность. Что нового о нем смогли рассказать архивы?
- Действительно, историю Серафима Саровского все хорошо знают: ушел в монашество, получил сан, потом принял подвиг затворничества, который длился без малого 30 лет. При этом несколько лет он не разговаривал, так как принял обет молчания. Однако есть в датах его жизни несколько странных совпадений. Так, 19 ноября 1825 года в Таганроге умирает император Александр I, а буквально через несколько дней, 25 ноября того же года, Серафим Саровский прекращает свое затворничество. Любой, конечно, скажет, что это простое совпадение. Но историки вот уже два столетия спорят по поводу того, действительно ли умер Александр I или он все-таки ушел из мирской жизни. По версии Льва Николаевича Толстого, под видом Александра I был похоронен солдат Таганрогского гарнизона, а сам император ушел в монастырь.
- После смерти Александра I было декабрьское восстание. Здесь вы тоже находите какие-то исторические связи с Серафимом Саровским?
- После этого события в стране складывается непростое положение. Престолонаследником объявили среднего брата, Константина, который в этот самый момент находится в Варшаве. К нему посылают гонцов, но он отказывается от власти. В России же ему уже присягнули Питер и Москва. Потом было найдено завещание Александра I, по которому наследником должен стать Николай. Константину присягнуло уже полстраны, а тут объявляют новую присягу. Этим и воспользовались декабристы, которые обманом вывели на площадь солдат.
Многие говорят: "Это же декабристы! Почему ты о них так неуважительно пишешь?" Посчитайте, сколько было декабристов и сколько солдат, которые шли защищать законную русскую власть. Их призыв был таков: "Постоим за законного царя Константина и его жену Конституцию". А обнародованный манифест о престолонаследии Николая они хотели объявить незаконным. Солдаты шли отстаивать со слов своих офицеров законную власть. И гибли. Именно в них и стреляли из пушек. Офицеры почти все остались живы. Кто-то пошел в Нерчинск на каторгу. В своей книге я привожу письмо князя Александра Одоевского Верховной следственной комиссии 1826 года: "Ваше императорское величество, Государь всемилостивейший, чем более прихожу в память и рассудок, тем живее чувствую свою вину и более и более раскаиваюсь. Но как я глубоко ни вникаю в свою душу, не нахожу кроме безумия причин своему поступку, нету другой. Я не постигаю, как я мог замешаться в столь презренную толпу злодеев и убийц...Удостойте, всемилостивейший государь, вопроса вашего генерала Орлова, я очень его огорчил. Но вот что он сказал мне, когда я пришел к нему за пять дней до происшествия: "У тебя душа славная, я не могу не любить тебя и очень уважаю. Но у тебя такой нрав, что ты готов жертвовать собой первому, кто назовется твоим приятелем. Мнимые друзья воспользуются этим, завлекут и выставят". Сбылись слова сего прекрасного человека, к которому привязан я всей душой, сбылись гораздо скорее и ужаснейшим образом, нежели он полагал. О Боже мой, я никогда никому не делал зла, зачем же теперь Бог так жестоко испытует меня и наслал на меня такое ослепление и безумие, что я сделал. Вашего императорского величества князь Александр Одоевский".
- Вы хотите сказать, что многие из декабристов не поняли, что делают?
- Они сами не поняли, во что ввязались. Пять человек поплатились за это жизнью, среди них, кстати, Каховский, который застрелил героя войны 1812 года, любимца всех солдат генерал-губернатора Петербурга Милорадовича, друга Кутузова, соратника Суворова. Последние слова Милорадовича были: "Солдат бы не стал в меня стрелять". А декабристы не собой жертвовали, а чужими жизнями. Они не впятером вышли. Я читал показания Каховского и Пестеля, они просто валили вину друг на друга. А кто такой Каховский? Проигравшийся в карты помещик, который спустил в игре свое имение, обнищал, хотел пустить себе пулю в лоб. После этого поехал в Петербург и как раз попал в масонскую ложу. Там ему путевку на Сенатскую площадь и дали с пистолетом в руках.
- Ну а как с этим связана жизнь Серафима Саровского?
- После восстания декабристов Николай констатировал: "Вступаю на престол ценою крови подданных моих!" Когда все немного успокоилось и укоренилась мысль, что на престоле действительно законный наследник, Николай I совершает свою первую поездку, и не куда-нибудь, а в тот самый Саровский монастырь. Он едет не за границу, а в глушь. А за некоторое время до этого в монастырь приходит путник, который после разговора с преподобным Серафимом становится послушником монастыря под именем Федор.
После торжественных службы и трапезы Николай удаляется в келью Серафима Саровского. Там на протяжении трех часов он беседует с настоятелем и послушником Федором. После этого царь возвращается в Петербург и заказывает так называемую Александрийскую колонну - памятник императору Александру I. Обратите внимание: при жизни на Руси никому памятников не ставили, а почившим императорам воздвигалась конная статуя, тем более что при Александре было Бородинское сражение, француза разгромили и Париж взяли. Нашу столицу - Санкт-Петербург - французы не увидели - он только в их мечтах остался.
Александру просто положена была конная статуя полководца. Но воздвигается памятник другого рода - Александрийский столп: колонна с ангелом на вершине, орлы, не венчанные коронами, намекающие на добровольный отказ от власти, и разорванные цепи. У ангела, на мой взгляд, свой намек - на ангельский чин, то есть на монашество. Я не берусь утверждать, был ли тот послушник Федор царем Александром, тут уж думайте сами... Но преподобный Серафим Саровский, кажется, играет в этой истории очень важную роль.