Примерное время чтения: 3 минуты
54

Умная толпа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

Сегодня новой темой для обсуждения среди молодежи стал флешмоб. Это явление теперь актуально не только для мегаполисов, но и для маленьких провинциальных городков. Психологический принцип флешмоба заключается в том, что мобберы (участники игры) создают непонятную, абсурдную ситуацию и ведут себя в ней вполне нормально и естественно, сохраняя при этом серьезные лица.

Мобберы и фомичи

В ПЕРЕВОДЕ с английского flash означает "вспышка, мгновение", а mob - это "толпа". Иначе говоря, получается "мгновенная толпа". В этом определении и заключается основная мысль течения. Поводом становится заранее спланированная акция, в которой группа людей внезапно появляется в многолюдном месте, и в течение нескольких минут прибывшие выполняют заранее оговоренный сценарий. После чего все участники одновременно расходятся в разные стороны как ни в чем не бывало.

В классическом понимании флешмоб не преследует никаких религиозных или политических целей. Все, что делают мобберы, абсолютно бескорыстно. Как правило, такое представление рассчитано исключительно на случайных зрителей, иначе их еще называют "фомичами". Зеваки начинают делиться между собой неоднозначными чувствами, звонить по телефону, снимать видео.

Само явление флешмобов приобрело известность после выхода в свет в 2002 году книги социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа: следующая социальная революция". В ней автор рассказывает о возможностях использования людьми новых коммуникационных технологий (интернет, сотовые телефоны) для процесса самоорганизации. В 2003 году житель Сан-Франциско создал первый сайт для проведения подобных мероприятий. А первый флешмоб под названием "Коврик любви" прошел в Нью-Йорке 17 июня 2003 года в мебельном магазине. Первые российские флешмобы были организованы через ЖЖ ("живой журнал") 16 августа 2003 года. Тогда на вокзалах Санкт-Петербурга и Москвы мобберы встречали пассажиров с непонятными табличками.

Бананы и подушки

К СОЖАЛЕНИЮ любителей, в Орле организация флешмобов как таковых не всегда представляется возможной. Так, уже ставший ежегодным бой подушками прошел под строгим надзором милиции после долгого процесса согласования с администрацией города. В целом такие меры предосторожности со стороны правоохранительных органов понятны, ведь участие в несанкционированных массовых акциях наказуемо законодательно. Поэтому во избежание конфликтов с властями орловские мобберы предпочитают проводить абсурдные мероприятия согласованно.

Еще одним традиционным флешмобом нашего города является банана-пати. Опять же организованная группа людей (человек 30-50) заходят по очереди в мегамаркет. Моббер берет тележку и взвешивает один банан. На кассе образуется огромная очередь из тележек с одним бананом. Казалось бы, абсурд. Но, по убеждению участников такой массовой закупки, эта с виду бессмысленная акция дает возможность выразить свои внутренние эмоции.

Кстати, участниками флешмоба становятся не только школьники и студенты, но и вполне удачливые бизнесмены, словом, вполне взрослые люди. Чтобы стать участником флешмоба, достаточно зайти на сайт и зарегистрироваться. Рассылка новостей оповестит о планируемом мероприятии и даст подробные инструкции. Ну а потом дело за малым - оказаться в нужное время в нужном месте.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах