- Чем старше становлюсь, тем больше ощущаю себя почти юной особой, - улыбается отец Артемий Владимиров - яркий московский священник, блестящий оратор, педагог.
Во время своего визита в Курск, приуроченного к Знаменским чтениям, отец Артемий по традиции встретился с молодёжью, чтобы поговорить на тему нравственности и любви. А потом - с корреспондентом "АиФ-Курск", который предложил батюшке поговорить о тех самых юных, с которыми он так любит общаться.
Сирены и "альма матер"
- Очевидно, что проблем у современных молодых людей много. Какие, с вашей точки зрения, являются главными?
- Прежде всего, наверно, стоит сказать, что юные не столь устойчивы, как люди с жизненным опытом. И наше время, знаменитое своими подменами, подделками, иллюзиями, отнюдь не виртуальными опасностями, напоминает мне открытое море, в котором сирены своими звучными и страстными голосами влекут матросов в бездну. И за молодёжь, как за тех матросов, честно говоря, страшновато.
Она часто позволяет сбить себя с толку. А священникам приходится видеть раздавленные судьбы. Характерный пример: девушка любит юношу-наркомана. Но она далеко не всегда может помочь ему избавиться от иглы, от этого крючка. Гораздо чаще из любовной солидарности сама становится жертвой. Очень страшно бывает видеть такую разрушенную жизнь. Ведь далеко не всякой из этих девушек удаётся помочь вновь встать на ноги.
- Многие молодые прихожане жалуются, что не находят поддержку в церкви, что её служители говорят с ними на разных языках. Скажите, считаете ли вы, что православная церковь должна стать более либеральной, чтобы завоевать сердца молодёжи?
- Есть такое выражение: "альма матер" - мать питающая. По истории своего происхождения оно относится не к университету, а к церкви. Мама, всегда прекрасная и молодая, всегда ласковая и строгая, не должна, на мой взгляд, приноравливаться к шалостям своего малыша. А наоборот, поднимать дитя, находя язык общения, до той высоты, на которой находится сама.
На Западе католицизм решил опуститься до молодёжи и ввести в храмах рок-концерты. Результатом этого явилась полная разочарованность в неправильно понятом христианстве, которое потеряло свою суть, либерализуясь и отступая от евангельского максимализма.
Лучше с Богом, чем с Фрейдом
- Не секрет, что найти хорошего духовника - непросто. Что делать молодому человеку, если он не находит должного понимания в церкви?
- Действительно, не так уж нечасты такие драмы, когда батюшка, то ли не соответствуя своему высокому призванию, то ли не проявив необходимой доли терпения, просто отшивает своего современника, тянущегося к храму и Богу, интуитивно чувствуя: здесь поймут, поддержат и простят.
Ваш покорный слуга сам немало настрадался, будучи студентом, ибо не всегда находил то, чего искал у священников. Однако вера, разумная и зрячая, уже тогда мне подсказывала, что над ограниченностью священника как человека действует сам Господь.
Моя душа чувствовала благодать после исповеди, хотя сам священник, возможно, не был готов или не желал мне что-либо сказать. Но я уже тогда знал, что надо снисходительно относиться к батюшкам. Могу посоветовать молодым людям делать то же самое.
- А как вы относитесь к тому, что со своими проблемами современные молодые люди часто идут не к священнику, а к психоаналитику?
- Как известно, среднестатистический американец не может прожить без адвоката, который защитит его от неправильных действий соседа. И без психоаналитика, в душевную зависимость от которого он попадает, даже не осознавая всей драмы подмены.
Дело в том, что Зигмунд Фрейд не дал нам последнего откровения о человеке. И психоанализ, возвращающий человека к собственному "я", часто становится безблагодатным "обсасыванием" собственных переживаний, отождествлять себя с которыми весьма опасно. Потому что не всякая мысль, плавающая в сознании, есть порождение твоей личности.
Православному священнику, конечно, неплохо разбираться в современных психологических теориях. Но надо понимать, что через священника на прихожанина снисходит дыхание благодати, подлинно божественной энергии, которая даётся ему, когда он принимает сан. И доставляет реальное освобождение, в то время как психоаналитик сам может быть раздавлен грузом человеческих проблем.
Впрочем, я не отрицаю необходимости специалистов такого профиля. Но они должны знать пределы своей компетенции, чтобы самим не свалиться в яму депрессии и не увлечь за собой доверчивых пациентов.
"Национальная физиономия"
- Помимо психоанализа, многие находят себя в других, преимущественно восточных религиях. Что бы вы могли посоветовать таким людям?
- Как батюшка, а батюшка - существо любознательное, я часто знакомлюсь со многими журналами и сайтами, рассказывающими о новых религиях, культурных веяниях и так называемой субкультуре, а лучше сказать - бескультурье, усредняющем молодых людей.
Знаете, мне сейчас стали особенно интересны национальные культуры. Ведь каждая из них зиждется на определённом духовном основании, учении - том, что в совокупности называется у писателей 19 века "национальная физиономия". И в этой фразе ничего обидного нет.
Каждый народ имеет свою душу, своё постижение Творца, и в этом постижении формируется, выявляет себя вовне. Думаю, народ цветёт только своей национальной культурой. И вытравлять её корни кока-колой или какими-то чужеродными учениями - вполне безбожное дело.
Впрочем, всё зависит от степени погруженности в тему. Одно дело, когда человек изучает несколько религий, сопоставляя друг с другом. Но когда речь заходит о йоге, о каких-то медитациях, я, например, очень беспокоюсь, что молодой человек, начавший заниматься этими практиками, улетит в астральные области. А возвращать-то оттуда надо будет православному священнику! Не убеждён, что он всегда справится с этой задачей. Поэтому - лучше не рисковать.