Судьба всегда предоставляет выбор: незначительный, решающий, основополагающий. Как раз к последней категории можно отнести выбор профессии. В нём наша собеседница точно не ошиблась. Впрочем, подтверждение этому вы найдёте, прочитав последующий текст.
Татьяне АЛЕНТЬЕВОЙ, профессору кафедры всеобщей истории КГУ, доктору исторических наук, удалось нанести "тройной удар" по американскому самолюбию. Разумеется, её цель заключалась вовсе не в этом. Татьяна Викторовна достигла высокого профессионализма в сфере своей деятельности. Выиграв три научных гранта, она получила заслуженное признание от американских коллег.
Судьбоносные встречи
- Когда я поступила в заочную аспирантуру в Москве, моим научным руководителем был академик Алексей Нарочницкий. Он посоветовал мне заняться историей США. Оказалось, что это очень плодотворное направление в науке.
Другим человеком, повлиявшим на мою научную деятельность, стал профессор Николай Болховитинов: он помог мне поверить в свои силы. Как начинающего историка, меня терзали некоторые сомнения, которые необходимо было преодолеть. Болховитинов был оппонентом на защите моей кандидатской диссертации, и ему очень понравилось то, как я от него "отбивалась". Знакомство с этими людьми помогло мне сделать выбор, предопределивший мою дальнейшую судьбу.
Первый грант
- Цель американских грантов - развитие научного сообщества, предусматривающая программу научных обменов на международном уровне. Гранты предоставляются на конкурсных условиях: нужно написать научный проект, который будет рецензироваться в двух американских университетах. Если проект одобряют, то впереди последний этап - собеседование на английском языке. Оно проводится в Москве с участием носителей языка и преподавателей МГУ. Как раз с последними общаться сложнее: они - профессионалы в области литературного иностранного языка. Испытания я прошла и в 1995 году получила первый грант. В том же году состоялась первая встреча с США.
Мой научный проект был посвящён деятелям американской культурной жизни. На основе этого гранта я написала монографию, материалы к которой собирала в библиотеке Конгресса США.
Я не ограничилась только научной деятельностью. Мне было интересно, как живут американцы, как относятся к истории, поэтому я посещала множество музеев, выставок. Прожив в США три месяца, я увезла оттуда не только яркие впечатления, но и багаж из книг, ксерокопий.
Открытия
для американских студентов
- В 2001 году произошла вторая поездка в США. Сформированная мной тема для второго гранта касалась общественного мнения в США накануне Гражданской войны XIX века.
В 1860-1861 гг. одиннадцать американских штатов заявили о своей независимости. И Авраам Линкольн, занимавший пост президента в то время, объявил, что будет бороться за восстановление единства. Началась кровавая гражданская война, в течение которой люди убивали друг друга с особой жестокостью. Мотивы жестокости были непонятны. Я докопалась до сути: в течение 30 лет шло формирование общественного мнения штатов Севера и Юга в направлении того, что это две разные цивилизации, а не одна страна, и поэтому они не могут ужиться вместе. В школьном курсе предыстория этого конфликта представлена в ином ключе.
Я провела две лекции в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Студенты удивились, что я буду читать им американскую, а не российскую историю. Они считали, что иностранка не сможет им рассказать ничего нового. Но, как оказалось, они ошибались.
Я стала выяснять, что они знают об уважаемом президенте США - Томасе Джефферсоне. Они ответили хрестоматийными истинами: Джефферсон - автор Декларации независимости, третий президент США. Но ведь, ко всему прочему, он был талантливым архитектором, философом, основателем Виргинского университета. Однако, как президент, он оказался слабой фигурой. Кроме того, он был расистом. Считал, что афроамериканцы никогда не смогут сравняться с белыми, но при этом имел чёрную любовницу. Джефферсон видел перспективы Америки в том, чтобы вернуться в патриархальное прошлое.
Антиподом Джефферсона был Александр Гамильтон. Он "создал" современную Америку тем, что доказывал важность её будущего в индустриальном развитии, независимости от британской экономики.
Одним словом, открытий для американских студентов было немало. Историки ведь зачастую преподают шаблонно, и кажется, что исторические личности - не живые люди, а какие-то застывшие, омертвевшие персонажи.
После второй поездки у меня появилась идея создать в нашем университете центр изучения США. Мы начали выпускать издание - "Американистика: актуальные подходы и современные исследования", итоги усилий не только наших курских американистов, но и коллег из США и стран СНГ. В этом году вышел уже третий выпуск. Наша "Американистика" получила высокую оценку специалистов как в России, так и за её пределами.
Итоги
- Мой третий грант был связан с изучением "Джексоновской демократии" - интересного периода в американской истории XIX века. Сторонники Джексона агитировали за него как за "народного кандидата", защитника фермеров Запада и рабочих Северо-Востока. Я обнаружила, что этот президент впервые применил предвыборный "пиар", чтобы стать главой государства.
Этот опыт XIX века очень показателен. Ведь манипуляция - это всегда обман.
У Джексона была широко разрекламированная борьба с национальным банком США. Банк изображался как монстр, спрут, опутавший всю страну долгами. "Я этот банк убью", - говорил Джексон. И добился того, что банк был уничтожен. Но стране это сулило множество проблем.
Направление моего третьего научного проекта также понравилось американским коллегам, и в 2010 году я снова стажировалась в Джорджтаунском университете.
Понаблюдав за научной жизнью США, могу сказать, что американское государство выделяет щедрые денежные средства на развитие исторической науки, что историки в Америке сплочены, они имеют две общенациональные организации, и больно от того, что в России этого нет.
Отмечу, что за время, прошедшее с моей первой поездки, изменилось отношение американцев и к российской науке, и к её представителям - не совсем в лучшую сторону. Они стали сокращать количество грантов. Но, с другой стороны, усилилось желание у россиян поработать в Америке, люди наконец стали учить английский язык, а значит, расширяются горизонты общения.
Стоит подчеркнуть, что историю в американских школах преподают весьма поверхностно. История зарубежных стран освещается скудно, да и предпочтения американцев меняются. Раньше они в больших объёмах изучали СССР, а сейчас активно осваивают историю Китая. Поэтому представление о других странах, в том числе - о России, у них искажённое, я бы даже сказала - невежественное. Не исключено, что это происходит и по идеологическим заказам. Я же стараюсь давать своим студентам разнообразную информацию о заокеанской стране, чтобы их суждения были объективными.