Вся жизнь в Липецке Александра Вагнера, народно.го художника России, многолетнего председателя прав.ле..ния региональной организации Союза художников России, как на "ладони". О его творчестве говорят установленные в Липецке и других городах области монументы. Глядя на этого подтянутого, импозантного человека, трудно представить, что ему уже - 60.
Впрочем, сам он вряд ли ощущает возрастные рамки и с юношеским максимализмом радуется своему последнему успеху: его проект памятника Победы признан лучшей творческой работой на городском конкурсе по созданию монумента в честь исторического события. Мы поздравили Александра Вагнера с юбилеем, победой в конкурсе и пригласили в редакцию "АиФ-Липецк".
Все работы - честные
- Александр Евгеньевич, памятник Победы - далеко не первая ваша монументальная скульптура, которая будет установлена в Липецке?
- В то же время и не десятая. Времени от идеи скульптуры до её воплощения как элемента определённой городской среды, чаще всего, проходит очень много. Возьмём, к примеру, памятник первостроителям Липецка, установленный недавно на площади Плеханова. Он простоял у меня в мастерской наполовину исполненный одиннадцать лет. То не было средств на завершение работы, то не могли определиться с местом для монумента. Похожая ситуация складывалась и с монументом "Трубачи", который был установлен в Верхнем парке Липецка в 1987 году. Модель скульптуры была мною создана ещё в студенческие годы, получила несколько престижных премий, а вот воплощена в натуральную величину только спустя четырнадцать лет. Правда, уже на следующий год "Трубачи" принесли мне диплом Академии художеств СССР.
- Какие ещё свои работы вы считаете особо значимыми?
- Среди них не побоюсь назвать памятник воину-освободителю у входа в парк Победы. Для меня важно было сделать солдата без оружия. Показать человека в его изначальном качестве, не столько воина, сколько созидателя. Я рад, что мой замысел оказался понятым и скульптура была отмечена серебряной медалью Российской академии художеств. Были в моей жизни и другие интересные работы в Становом, Добринке, Измалково. В составе творческих групп выполнял скульптурные работы на зданиях телеграфа, Сбербанка, вокзала, для памятника Петру делал барельефы. Это были работы, за которые я отвечаю, как и за всё, что делал.
Потрясающие таланты
- Ваши работы вызывают неоднозначную реакцию. Это своё видение мира и события или творческий почерк?
- Подобный вопрос, только о кумирах в живописи и скульптуре, мне задавал профессор Юрий Дмитриевич Колпин.ский, тонкий и чуткий ценитель и знаток искусства. Я назвал имена англичанина Мура, поляка Куна, итальянца Манцу, из наших - Цадкина, Матвеева, Древина. Их выразительные работы казались мне намного адекватнее современности, чем произведения многих мастеров соцреализма той поры. А вообще, мне очень везло на учителей и товарищей. Я был молод, учился в Москве в Художественном институте имени Сурикова. У меня был удивительный круг общения. Это я отчётливо понимаю сейчас, когда ушли или уходят такие мастера, с которыми жизнь меня уже не сведёт никогда. Я учился у Льва Ефимовича Кербеля, кстати, автора памятника Ленину на Соборной площади в Липецке, и пошёл к нему потому, что в группе собрались потрясающе талантливые ребята. По сравнению с двумя другими мастерскими для "правильных" студентов, которые курировали ректор и заведующий кафедрой, художественная мастерская Кербеля была "островом творческой свободы", местом дискуссий и экспериментов. Мы работали, искали себя, до хрипоты спорили. Однако и при этом художники сохраняли определённые нравственные табу. А вот теперь, когда всё стало разрешено, скучно.
Новые ценности не приемлю
- Александр Евгеньевич, а как же современный эквивалент всего и вся - деньги?
- Новые ценности, вынужден констатировать, уже почти уничтожили культуру. Её как будто нет. А ведь именно культура и искусство делают человека. От того, что он читал, какую музыку слушал, какие картины и фильмы смотрел, зависит всё. Это оставляет след на всю жизнь, это формирует человека. То же самое можно сказать о нашей истории. У меня и сейчас нет готового ответа, как быть со Сталиным. Понимаю, что простить ему лагеря и миллионы погибших невозможно, но я понимаю и то, что многие ветераны с его именем шли в бой. Так что, какой бы она ни была, знать свою историю необходимо. Да, надо помнить трагические страницы, но не стоит уподобляться унтер-офицерской вдове, в чём мы преуспели в годы перестройки и сейчас едва не засекли себя до стойкого комплекса исторической неполноценности. Конечно, есть люди, которые хотели бы, чтобы чувство вины стало нашей национальной идеей. Но Россия не может позволить себе быть слабой. Она будет либо сильной, либо её не будет вообще. Я не призываю находиться в состоянии мобилизации, но мы должны стать крепким, стойким, сильным, сплочённым народом.
- Всё же вернёмся к финансовой стороне. Как сегодня живётся художнику на "вольных хлебах"?
- Хотя в советские времена культура финансировалась по остаточному принципу, порядка было больше. Иначе чем фискальным беспределом нельзя назвать сбор с региональной организации Союза художников 1 миллиона 37 тысяч рублей в год за аренду земли размером в 50 соток, которые занимают мастерские художников. Представьте: миллион за огород. Вот и считайте наши заработки.
- Александр Евгеньевич, творчество для художника - всё: работа, образ жизни, хобби. А может быть, есть что-то ещё?
- Гитара. Авторская песня. Что-то написал сам. С удовольствием слушаю других. Пою Окуджаву и других бардов. Это, как и скульптура, тоже на всю жизнь.