Для того чтобы нарисовать картину, Сергею Шустрову не нужны кисти и краски. Всё, что ему необходимо - это иголка и овечья шерсть.
Таким нетрадиционным способом липецкий художник "написал" уже несколько десятков своих работ. А одна из них недавно побывала на фестивале российского искусства во французских Каннах. С необычным художником встретился корреспондент "АиФ-Липецк".
Вместо красок - шерсти клок
По образованию Сергей Шустров техник-механик химической промышленности. А в душе - художник. Говорит, всегда любил рисовать, но в полной мере его художественный талант раскрылся совсем недавно - всего пару лет назад, причём, совершенно случайно.
- Моя жена - человек творческий, увлекающийся. Однажды увидела в магазине книгу "Игрушки из войлока" и буквально загорелась этой идеей. Купила шерсть и начала валять из неё собачку, - рассказывает Сергей Николаевич. - Потом попробовала сделать из войлока картину. Мне же сначала было просто интересно за ней наблюдать. Не думал, что и сам увлекусь.
Однако процесс создания картины Сергея Николаевича буквально заворожил. На его глазах бесформенные клочки шерсти превращались в настоящие произведения искусства. Цветы на картинах выглядели как живые! Тогда Сергей Николаевич решил и сам попробовать что-нибудь "свалять". Придумал сюжет и сразу приступил к работе. Через пару дней картина была готова. Он изобразил на ней корабль, плывущий по волнам, над которым сгустились чёрные грозовые тучи. И название своему творению придумал соответствующее - "Перед бурей". Воодушевлённый первым успехом, липчанин приступил к следующей работе. Так, за год у него образовалась целая коллекция шерстяных полотен.
Простор для фантазии
Как же создаются войлочные шедевры?
- Главный секрет в том, чтобы выбрать качественную шерсть, лучше брать итальянскую или австралийскую, - советует Сергей Шустров. - А цвета подбираются в зависимости от того, что именно вы хотите изобразить. Можно смешивать шерсть и получать новые, порой самые неожиданные, оттенки. Здесь всё зависит от вашей фантазии.
Сергей Николаевич наглядно демонстрирует, как это делается. Он выщипывает из шерстяных мотков небольшие клочки и равномерно выкладывает их на поролоновую основу так, чтобы получился рисунок. Потом берёт большую иголку с зазубринами на конце и начинает "колоть" ею картину. Делается это для того, чтобы скрепить клочки шерсти между собой. Потом точно так же выкладывается следующий слой, и снова художник прохаживается по нему иголкой. И так несколько раз.
- Далее картину следует намочить, чтобы произошла усадка и закрепился рисунок, чем-то это напоминает процесс валяния валенок, - говорит художник. - Готовим тёплый мыльный раствор, затем мокрой ладонью проводим по всей картине. Для этой цели можно использовать и скалку. Главное, чтобы температура воды была подходящей. Если она будет очень горячей, то изделие может "сесть", а рисунок потеряется.
Картины-загадки
Картины из войлока необычны сами по себе, но даже среди них есть самые особенные, так называемые картины-загадки. Например, натюрморт Сергея Шустрова с осенними листьями. Если внимательно на него посмотреть, то за основным изображением можно разглядеть ещё одно - образованный двумя листьями женский силуэт. На других "полотнах" художника среди облаков можно увидеть чайку, а в изгибах дерева рассмотреть очертания двух лиц - женщины и мужчины. Правда, для этого нужно обладать творческим мышлением и богатой фантазией. А идею создавать такие картины-загадки Сергею Шустрову подсказали друзья.
- На одном из моих рисунков они разглядели "спрятавшегося" хомячка, хотя в основе изображения там был белый орёл, - улыбается Сергей Николаевич. - А на другом - лошадь вместо собаки. Я подумал, а почему бы этим не воспользоваться, ведь многие художники применяют такой приём. К тому же такие картины будет, на мой взгляд, гораздо интереснее рассматривать.
Среди необычных "полотен" есть и работы, глядя на которые иногда сложно вообще понять, что на них изображено. Например, "Натюрморт с чайным сервизом". Если разглядывать картину вблизи, можно увидеть лишь расплывчатые пятна. Но стоит отойти на пару метров и посмотреть на рисунок ещё раз - как на нём "вырисовываются" чайник и несколько чашек.
Искусство требует жертв
Иногда в создании картин липецкий художник использует объёмные детали. Они делаются отдельно, а потом прибиваются иголкой к основному рисунку.
- Это почти ювелирная работа, над некоторыми мелкими элементами приходится сидеть несколько дней, - говорит Сергей Николаевич. - Да и без травм не обходится, особенно у новичков, которые обязательно нет-нет да и ткнут иголкой в палец. Но, как говорится, искусство требует жертв.
За два года Сергей Николаевич вместе с женой и дочкой Соней сделали около шестидесяти шерстяных картин, правда, часть из них они уже раздарили родственникам и друзьям. Ещё несколько работ разошлось по выставкам и частным коллекциям. Остальные украшают их квартиру. Каждая из работ семьи Шустровых уникальна. Даже цветы на картинах - и те не похожи друг на друга. А ещё кажется, будто от них веет теплом, впрочем, ничего удивительного - сделаны-то они из натуральной овечьей шерсти.
- А как же моль? - напоследок интересуюсь я.
- Моль питается поношенными вещами. Так что нам она не страшна, - улыбается художник.