Замечать красоту порой непросто. Еще сложнее увидеть красоту в обыденном. И передать ее. Так, чтобы увидели и поняли другие. Хороший фотограф чаще всего не копирует реальность, он скорее отражает ее или даже преображает. Но в любом случае изображаемый мир проходит через призму не только фотоаппарата, но и взгляда художника, его личности. В каждой работе запечатлевается и автор... А кто-то смотрит и гадает: чем же она мне так близка?
Человек, останавливающий мгновения, ищущий красоту и часто смотрящий на мир сквозь стеклышко объектива, совсем недавно побывал у нас в гостях. Еще чуть раньше у него состоялась первая в его жизни фотовыставка: 25 работ на третьем этаже в здании мэрии. Их скромный автор Евгений КРУТЫХ - в нашей редакции, наотрез отказывается говорить на диктофон. Ну что ж... Ароматный чай, тортик, атмосфера теплая и дружеская. И не менее теплая непринужденная беседа. Женя, ученый-гистолог по профессии, художник по ощущению, рассказывает... О чем? О фото, конечно! И немного о себе, шутя, иронизируя и задорно смеясь...
"Никогда не буду снимать "чернуху"
- Жень, ты помнишь, как начал фотографировать? Свой первый фотоаппарат...
- Помню... Папа сунул мне, совсем еще маленькому, в руки фотоаппарат "Смена-2", и я пошел "фотографировать". Просто что-то там нажимал... Что в итоге получилось, и не знаю даже. К слову, родители мои к фотографированию никакого отношения не имеют. Просто, бывало, делали любительские семейные снимки, как и многие. В СССР все фотографировали, и, судя по фотографиям, у всех получалось...
- А к увлечению сына как отнеслись?
- Нормально, как по-настоящему любящие родители. Бывает иначе, но не в моем случае. Родители очень меня любят, и я их тоже. Спасибо им! Мам, пап, привет!
- А первый сознательный снимок в памяти остался? Что это было?
- Банка "Нескафе", наполненная окурками. Никакого специального смысла в фото не было - так, проба фотоаппарата. Просто подошел и сфотографировал. И все. Почему-то запомнилось.
- На выставке представлены фотографии на определенную тематику - о нашем городе. Но и они очень разноплановые... Виды Орла, причем далеко не только парадные, храмы, портреты даже есть. В твоей же коллекции образов и жанров гораздо больше. А что тебе особенно нравится снимать?
- Хочется ответить: все! Я не шучу, кстати, красоту во всем можно увидеть. А если все-таки попытаться что-то выделить... Люблю фотографировать архитектуру, храмы особенно. Время от времени увлекаюсь макросъемкой. Периодически пробую делать портреты. Если честно, не очень люблю... Но говорят, получается.
- Возвращаясь к "хочется фотографировать все". То есть для тебя нет запретных тем? Или того, что ты снимать никогда не стал бы?
- Почему же, есть. Не люблю снимать обнаженную натуру. Наверное, потому что не умею снимать. Это далеко не всем дано. Никогда не буду снимать "чернуху", ее и так в жизни предостаточно: просто включите телевизор с утра или вечером... Все-таки гораздо лучше, чтобы люди почаще вспоминали о красоте и испытывали позитивные эмоции, которые мне и хочется передавать своими фотографиями.
Вызвать у человека улыбку - тоже дело важное
- Кроме фотографии у тебя есть еще и работа на кафедре гистологии в медицинском институте. Как удается все совмещать? И не мешает ли ученый художнику?
- Да работа иногда даже помогает. Спасибо моему любимому руководителю Владимиру Ивановичу Ноздрину. Кроме шуток, он для меня очень много сделал, как в профессиональном плане, так и просто по жизни. На кафедре помимо основной деятельности нередко приходится заниматься техническим дизайном. В плане приобретения некоторых навыков это неоценимый опыт. Единственная проблема, с которой все же приходится нередко сталкиваться, - это, конечно, нехватка времени. Но все решаемо. Для любимого дела остаются ночи.
- Отснятого, чернового материала наверняка накапливается немало. А как ты с ним поступаешь? Удаляешь? Хранишь? Возвращаешься к нему спустя время?
- Из отснятого практически ничего не выбрасываю... Хотя действительно материала, который так и остается просто сброшенными с фотоаппарата "сырыми" снимками, очень много. Но я к нему возвращаюсь. В основном все это служит источником идей или материалом для коллажей. А такого, чтобы я нашел что-то давно сделанное и у меня возникло бы желание доработать, завершить, практически не бывает.
- Коллажи ведь ты начал делать не так давно...
- Первый как-то сам собой получился в прошлом году, в октябре. Небо с церквями, эта работа есть на выставке. Делал ее по заказу для обложки готовящейся книги А.Ф. Хлудеева "Небо на земле".
- Что тебя вдохновляет? Не только на коллажи... Вообще на творчество.
- Вдохновляет музыка, книги и живопись, иногда реклама и видеоклипы...
- Скажи, а когда приходит понимание, что работа закончена, и уже не хочется ничего исправлять, вносить последний штрих?
- Когда чувствую, что работа не моя, "чужая". Вижу ее как бы отстраненно, со стороны зрителя и не ощущаю, что сам ее сделал. Вот в этот момент можно заканчивать.
- Жень, чем еще кроме фото и науки наполнена твоя жизнь?
- Конечно, семьей, дорогими и близкими мне людьми. Они и есть для меня основная ценность в жизни.
- А любимые работы у тебя есть?
- Есть. Та, где изображены желуди, одна из ранних, очень лаконичная и простая. И работа, которая называется "Эко". Они, пожалуй, самые "чужие". Последняя, кстати, была размещена в журнале "Фотомастерская". Очень приятно было! А еще приятно, когда вдруг случайно узнаешь, что у совершенно незнакомого тебе человека в каком-нибудь далеком городе есть твоя работа. Стоит в качестве заставки на рабочем столе компьютера, например... Сложно это ощущение передать. Сразу чувствуешь, что не зря занимаешься своим делом, что твои "слова" доходят до людей. А любое творчество ведь рассчитано на восприятие, на аудиторию. Получается, день проживается не бесцельно, а с пользой. Ведь и улыбку у человека вызвать - тоже дело важное...