Не имея возможности, а может быть, и желания работать с трудными подростками, общеобразовательные школы отправляют их в специальные заведения... А ведь, окончив класс коррекции, у ребенка практически нет шансов получить хорошее образование, не говоря уже о том, что окружающие относятся к ним озлобленно.
Кто виноват?
ЧАСТО поведение детей и у сверстников, и у взрослых вызывает недвусмысленную реакцию, а порой вообще повергает в шоковое состояние. Это происходит, когда "непослушный" ребенок пытается добиться внимания несколько неординарными способами: бьет стекла в окнах школы, крадет из магазина шоколадки, дерется со сверстниками, попрошайничает и т. п. Такое поведение в психологии называют девиантным. Также специалисты отмечают: зачастую непонятые окружающими дети кончают жизнь самоубийством или уходят жить на улицу.
Обычно девиантное поведение является реакцией подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Психологи утверждают: возможность появления отклонений в поведении связана и с особенностями физического развития, и с условиями воспитания, и с социальным окружением. Намеки или упреки ровесников по поводу внешности, умственных способностей ребенка или его неловкости вызывают расстройство психики и тем самым искажают поведение.
Наиболее неустойчивое настроение у подростков отмечается в 11-16 лет. В этом возрасте проявляется тот самый юношеский максимализм с его упрямством, категоричностью, отрицанием истин и непослушанием. Дети пытаются отстаивать право на самостоятельность, ищут свое место в жизни. Побег из дома, угроза суицида, воровство, драки - все это становится своеобразной формой самовыражения. Более того, попадая в компанию "отверженных", ребенок стремится стать своим, что нередко приводит к раннему алкоголизму и наркозависимости.
Учитель может увидеть все
По словам и.о. начальника отделения организации деятельности ПДН (подразделение несовершеннолетних) Екатерины СТЕПАНОВОЙ, девиантное поведение подростков связано в первую очередь с неблагополучием в семье, будь то материальный недостаток или отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
Как правило, сотрудники милиции начинают работать с подростками уже после того, как они совершили правонарушение или преступление. Именно поэтому предпосылки "плохого" поведения необходимо выявлять на ранних стадиях его развития. Первый, кто может обнаружить у ребенка отклонения в поведении, - школьный учитель. Педагог видит, посещает ли он школу, делает ли домашние задания, общается ли со сверстниками и, наконец, как он выглядит.
Если же подросток, не достигший возраста привлечения к уголовной ответственности - 14 лет, - совершает аморальный поступок, то инспекторы ПДН выносят ходатайство в суд с целью изоляции ребенка в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при УВД. Там в течение 5-30 суток в индивидуальном порядке ведутся профилактические беседы педагогами, психологами и сотрудниками милиции. За время существования центра повторно дети туда не попадали.