22 июня, в День памяти и скорби, по всей стране вспоминают героев Великой Отечественной. Судьба Агафьи Ивановны Куренцовой, лечившей в тылу врага советских окруженцев, поражает трагизмом и беспримерным мужеством.
Агафья Ивановна до войны руководила крупной больницей в Кромском районе. Получив для больницы помещичью усадьбу, она создала подсобное больничное хозяйство. Так что полноценное питание больным было обеспечено. К Куренцовой приезжали лечиться даже из Орла.
Осень 41 года. Немецкие войска рвутся к Москве. Доктор Куренцова приготовилась к эвакуации. За ней должны были заехать из военкомата. Но не заехали...
В оккупации она продолжала работать в больнице. Постепенно больница заполнялась нашими военными. Каждого местные жители выдавали за своего родственника. Выздоравливающих Агафья Ивановна переправляла за линию фронта - в партизанские отряды.
В деревне нашлись предатели... Фашистам посыпались доносы, но Агафью Ивановну не арестовывали долго. Когда территория была ещё в руках советских войск, здесь подбили немецкий самолёт. Раненого лётчика передали в больницу, чтобы допросить после выздоровления. Отступать нашим войскам пришлось спешно - про немца забыли. Когда фашисты пришли в Кромы, они обнаружили его в больнице, выздоравливающего и благодарного Агафье Ивановне.
Тем не менее после третьего доноса врача арестовали. Она успела расселить раненых в домах местных жителей, оставшихся семерых расстреляли на месте.
Медсестёр и нянечек вскоре угнали в Германию, а Агафью Ивановну пытали - хотели дознаться про связь с партизанами. Брянский архив сохранил протоколы ужасающих издевательств над женщиной.
Никто тогда, в те страшные годы, не вёл подсчёт количества советских воинов, которых спасла от смерти 55-летняя женщина, врач, пользовавшаяся необыкновенным авторитетом и любовью местного населения. Называют разные цифры - от 400 до тысячи человек.