Тамбовская область - один из регионов, который включился в пилотный проект Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Вслед за Тамбовом в этот проект включились ещё 11 территорий региона.
Физическое насилие -
это плохо...
Согласно статистике, меньше становится детей, чьи родители лишены родительских прав. За 10 месяцев 2010 года в связи с положительной динамикой с учёта по неблагополучию снято 109 семей, в которых воспитываются 158 детей.
В конце июня область получила даже 200-миллионный грант от московского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за комплексную программу "Право ребёнка на семью" на 2010 -2013 годы. Программа эта призвана содействовать раннему выявлению семейного благополучия и оказанию комплексной профилактической помощи семьям группы риска.
Но физическое насилие - только надводная часть айсберга, имя которому - жестокость в обращении с детьми. И классифицировать его стократ проще, чем насилие психическое.
Но куда опаснее - насилие психическое
Ваш покорный слуга провёл блиц-опрос среди школьных педагогов и региональных чиновников от образования. В том, что в школах региона насилия нет и быть не может, они единодушны. И удивляются, когда напоминают, что принижение успехов детей, унижение их чувства достоинства, особенно в присутствии одноклассников, - это и есть психическое насилие.
И никто не задумывается о том, что последствия психического насилия порой куда страшнее насилия физического. Отсюда и склонность подростков к суицидам, уход "на улицу", в алкоголь и наркотики.
К сожалению, контроль этих проявлений жестокости программа, в которой всё замечательно, всё с плюсом, не предусматривает. А жаль...
Мнение эксперта
Анна Летягина, психолог службы телефона доверия в Тамбове:
- В последнее время на телефон доверия стало поступать большое количество звонков от детей, которых оскорбили или унизили в школе учителя. Безусловно, педагоги не могут не понимать, что насилие по отношению к ребёнку недопустимо. Тем не менее, регулярно именно насилие учитель выбирает в качестве выхода из сложной ситуации. Это свидетельствует о недостатке педагогической квалификации, об элементарном неумении управлять дисциплиной в классе. В ряде стран педагогов специально учат такому управлению, но наша отечественная методическая наука переживает далеко не лучшие свои времена.
Как правило, психическое насилие доминирует там, где имеют место быть провальные уроки - методически и дисциплинарно.