Анатолий Лобоцкий... уроженец Тамбова, заслуженный артист России, лауреат приза за лучшую мужскую роль на фестивале "Виват, кино России!" в 2001 году за фильм "Зависть богов". Выпускник режиссёрского отделения тогдашнего Тамбовского филиала Московского государственного института культуры (ныне - Академия культуры и искусств ТГУ имени Г. Р. Державина) и ГИТИСА. Словом, наш именитый земляк.
На минувшей неделе он встретился на родной кафедре театрального мастерства Державинского университета и с любимыми своими преподавателями, и со студентами. Не воспользоваться таким случаем для откровенного разговора - грех. Это разговор и стал материалом для статьи.
"Образованное" хулиганьё?
Так это я!
Похоже, в его жизни изначально не было ничего от сложившихся стереотипов того времени. Родился в Тамбове 14 января 1959 года, в семье интеллигентов: отец был журналистом, писателем, заместителем главного редактора "Тамбовской жизни" - это вам не дядя Петя дворник! Мама - библиотекарем. И тоже отнюдь не рядовым - заместителем директора библиотеки. Казалось бы, все предпосылки для того, чтобы стать "книжным" пай-мальчиком - налицо. Тем более, что учился он в известной всему Тамбову "английской" школе, где целый ряд предметов преподавался исключительно на иностранном языке, в маминой библиотеке осваивал классику и все литературные новинки того времени.
И всё же, если вы решили, что в этой спокойной, интеллигентной семье рос спокойный, интеллигентный ребёнок, придётся вас разочаровать. Сам Лобоцкий говорит о себе так: "Я был отчаянным хулиганьём, не пропускавшим ни одной дворовой драки". И, подумав, сам себя уточняет: "...образованным хулиганьём". Отчаянно ввязывавшимся в "разборки" с дворовой шпаной. Или вместе с дворовой шпаной...
Но всё же то "доброе и вечное", что с детства было привито в родительском доме, не пошло прахом: вместе с детством ушёл и интерес к сомнительным "ценностям" дворового мира. Тем более, что на поверку они оказались не такими уж и интересными. А вот рисование увлекало Анатолия всё больше и больше. "Всю жизнь, сколько я себя помню, - чуточку приоткрывает дверцу в своё личное жизненное пространство самый "закрытый" российский актёр, - я рисовал. Изрисовал все свои учебники и тетрадки - словом, всё, что только под руки попадалось. Буквально грезил Суриковским институтом". Но так уж вышло, что художником Анатолий Лобоцкий не стал. Не было потому что в Тамбове ни филиала Суриковского, ни какого бы то ни было другого художественного вуза. А уезжать из Тамбова он не хотел. По многим причинам...
В Москву,
в Москву...
Зато был филиал Московского института культуры с его режиссёрским факультетом. Туда Анатолий и отправился. И поступил. О чём и по сию пору ни капельки не жалеет: "Как это ни странно, это было серьёзное обучение. У меня первая специальность - режиссёр народного театра. Но преподавали у нас ученики Завадского, Эфроса, Царёва... В Тамбове были подвижники, которые давали если не школу, то очень неплохой подготовительный класс. Без этого я бы даже не подумал поступать в ГИТИС".
К этому времени Анатолий окончательно распрощался с детской мечтой стать художником и бесповоротно утвердился в мысли о неизбежности актёрства. А уж если и постигать премудрости последнего, то только в столице, только у лучших педагогов!
ГИТИС под это определение, безусловно, подходил. Правда, сам Лобоцкий под определение "студент ГИТИСА" попал не сразу: вуз "поддался" штурму лишь со второго раза. Поначалу, как и многие абитуриенты, грезившие мечтой о театральном, поступал сразу во всё актёрские вузы...
В ГИТИСе педагогами Лобоцкого были Марк Захаров и Андрей Гончаров. Последний и пригласил начинающего актёра - вместе с другими участниками дипломного спектакля "Завтра была война" - в свой театр. И это было только начало! Он, несомненно, родился, как говорят англичане, с "золотой ложкой во рту": приглашение в "Маяковку"; назначение на роль Сергея в одном из самых мощных Гончаровских спектаклей - "Леди Макбет Мценского уезда"; парт.нёрша в спектакле - звезда в расцвете сил и таланта Наталья Гундарева. Впрочем - слово самому Анатолию Лобоцкому:
- На сцену "Маяковки" я вышел впервые ещё студентом - участвовал в нескольких постановках. Мне очень нравилась атмосфера этого театра, теплота человеческих взаимоотношений. Поэтому, когда Андрей Александрович позвал меня на главную роль в спектакль "Леди Макбет Мценского уезда", я сразу согласился.
На вопрос о том, каково было работать с Гончаровым, известным своей особой горячностью, этаким эксцентричным гением, вечно чем-то недовольным, вспоминает:
- Отношения Гончарова с артистами - это была такая любовь-ненависть. Ведь артист - это не только главный инструмент режиссёра, но и его вечная головная боль. Андрей Александрович мог относиться к нам как отец родной, а мог - как Карабас-Барабас. Ну и что, что воспаление лёгких? Ну и что, что температура под сорок? Можно ли думать о таких мелочах, когда решается твоя судьба?
Но была целая группа артистов, с которыми он был исключительно нежен и ласков. Так, он просто обожал Наталью Гундареву. И ко мне относился по-отечески. Может, он в своей манере и орал на меня, но этого я не помню. Как-то даже из милиции выручал...Правда, потом долго припоминал мне это.
В кино я пошёл
из любопытства...
Роман с кинематографом у Анатолия Лобоцкого начался достаточно поздно - когда ему было уже за сорок. Сожалеет ли он, что кино не вошло в его жизнь раньше? Пожалуй, нет. В жизни всё случается так, как случается: - Я - театральный актёр. Сегодня сыграл плохо, завтра - учёл замечания и сыграл хорошо.
В кино много дублей быть не может: есть временные рамки и плёнка безумно дорогая. Поэтому почти всегда остаётся чувство неудовлетворённости. Думаешь: тут не дожал, здесь нужно было по-другому...
Впрочем, опыт, накопленный в театре багаж как раз и помог Лобоцкому сыграть кинороль, ставшую переломной в его творческой судьбе. Хотя впервые на экране он появился раньше - в одном из первых российских сериалов "Мелочи жизни" в 90-е годы. С "Завистью богов", как всегда, всё началось до банальности просто. Его фото было найдено режиссёром В.Меньшовым в актёрском агентстве. В результате родилась одна из самых пронзительных современных историй любви - "Зависть богов", где было всё - нежность, восторг, любовь, человеческая свобода и отчаянье, гражданское мужество и страсть.
Лобоцкий казался живым воплощением женских грёз - мужественный, изысканный, обаятельный, любящий, он олицетворял саму Любовь.
В последние годы он играл в сериалах, отчасти тиражируя образ загадочного, мужественного, обаятельного героя. Появлялся и в серьёзных фильмах.
В заключение говорим об актёрской профессии: есть ли под флёром романтики, избранности нечто, что не дано увидеть человеку непосвящённому?
- Эта профессия не лучше и не хуже других. Это грязная, потная и нервная работа. Но зрителю и не надо лицезреть её изнанку. Для него всё должно выглядеть легко и непринуждённо.
Я за универсального актёра, который может сыграть всё - от буффонады до высокой трагедии. Например, Дастин Хоффман. Но таких, как он, крайне мало. У меня самого достаточно широкий диапазон, но я не могу сказать, что мне подвластно всё. Как только я решу, что достиг в профессии вершины - мне впору будет ставить жирный крест на себе, на театре, на кино... Недовольство собой, сомнения - для меня мощные стимулы. Пока человек готов учиться, а не любуется собой: "Ах, как я сыграл!" - у него есть перспективы.
Мнение эксперта
Владимир Меньшов: Наше кино проглядело талантливого актёра Лобоцкого. Мне трудно назвать причину, почему это произошло. Появление у нас такого героя-любовника - настоящая редкость. К сожалению, его будущее предсказать не берусь, так как сейчас люди практически не ходят в кино.