Примерное время чтения: 7 минут
58

Перекрёстки её судьбы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 08/06/2011

В детстве Зера мечтала стать лётчицей. Заметьте: не банальное - хочу быть киноактрисой, а именно лётчицей! Характер чувствуется не женский. Это мальчишкам 60-х присуще было грезить космическими кораблями и сверхскоростными истребителями. Детская мечта так и осталась мечтой. Однако девушка выбрала для себя не менее романтическое занятие - она поступила на службу в девичий взвод Государственной автомобильной инспекции УВД Тамбовской области.

Перекрёсток юности

В городском парке культуры и отдыха был организован кружок юных инспекторов дорожного движения. Сотрудники отдела пропаганды ГАИ изучали с городскими школьниками правила дорожного движения, патрулировали со своими воспитанниками наиболее людные улицы, ненавязчиво прививали пешеходами правила безопасного поведения на улице. Конечно же, среди ЮИДовцев была и Зера. А как же: по большому счёту - спасение жизней людей, всерьёз не принимающих опасность, которую несут дороги при пренебрежительном к ним отношении, казалось Зере весьма благородной задачей, той самой, которой можно посвятить всю жизнь. Но то была школа... А часто ли бывает, что детские увлечения становятся делом жизни?

Однажды совершенно случайно Зера увидела на осевой линии одной из центральных улиц Тамбова девушку в форме инспектора ГАИ. Та бойко регулировала движение транспорта, одним взмахом руки пресекала попытки пешеходов перебежать улицу на красный сигнал светофора.

Решение пришло сразу. На следующий же день девушка прибежала в ГАИ и заявила, что тоже хочет быть инспектором дорожного движения. Никакие отговоры и разъяснения девушка в расчёт не принимала: удержать Зеру от, как тогда казалось, спонтанного решения умудрённым житейским опытом будущим её коллегам не удалось. Выбор был сделан, и, как оказалось, на всю жизнь.

На перекрёстке - девичий взвод

Девичий взвод, как называли его в ГАИ, был создан по инициативе тогдашнего начальника Юрия Шубина. Прецеденты в стране уже были. Девушки лучше справлялись с обязанностями по наведению порядка на улицах городов. Водители-мужчины их слушались беспрекословно, да и неудобно было показывать себя нарушителем порядка перед такими строгими, но очень симпатичными девушками в форме.

Цель у девичьего батальона была одна: приучить тамбовчан соблюдать правила дорожного движения.

Зера во взводе считалась старшей по званию. Девушки её уважали за мягкий общительный характер, за то, что она никогда не отказывала в помощи. А в такой опасной службе взаимопомощь и поддержка очень важны, ведь молодые девушки, целый день стоящие на перекрёстках оживленных улиц, были не только объектами восхищения...

- Однажды меня пытались сознательно сбить на автомобиле, - вспоминает Зера Серверовна. - Началось всё с того, что я задержала пьяного водителя, которого впоследствии лишили прав за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии. Он оказался не совсем адекватным человеком: затаил злобу и решил мне отомстить. И свой план он фактически осуществил: угнал с автобазы КАМАЗ, какое-то время подстерегал меня, ждал, когда я выйду на осевую. Но в самую последнюю секунду что-то отвлекло меня и я вернулась на тротуар. А в этот момент на бешеной скорости КАМАЗ промчался в нескольких сантиметрах от меня...

У других девушек батальона тоже случались опасные для жизни ситуации.

- Одна из наших девушек вышла замуж и ждала ребёнка. Срок был хоть и небольшой, но достаточно опасный, чтобы рисковать сразу двумя жизнями, - рассказывает Зера Серверовна. - Начальство уже подыскивало для неё более безопасное место работы в ГАИ. Но не успели...

Девушка задержала нарушившего правила дорожного движения водителя легкового автомобиля. Остановила его, присела к нему в автомобиль и начала составлять протокол. Но вдруг почувствовав, что водитель попросту пьян, заявила ему, что теперь его могут лишить прав на вождение автотранспорта. На это водитель отреагировал совсем неожиданно: рванул с места и, не соблюдая никаких правил, поехал по улицам города. Как потом выяснилось, он был водителем весьма влиятельного руководителя и надеялся на его помощь. Кстати, совершенно напрасно. Нарушителей ПДД, которые к тому же крадут инспекторов при исполнении служебных обязанностей, не в состоянии защитить и самые влиятельные лица.

После ряда подобных случаев руководство ГАИ задумалось: стоит ли рисковать здоровьем и жизнями девушек? К тому же кадровая текучесть во взводе была самой большой. Ведь девушки, естественно, выходили замуж, уезжали с мужьями, уходили в декретные отпуска. Так само собой пришло решение ликвидировать взвод как выполнивший свои задачи. Фактически он просуществовал всего два года: с 1978 по 1980. Но тамбовчане запомнили этих принципиальных "гаишниц", ведь они многое сделали для города. Многие приезжие и сегодня с удивлением замечают, что тамбовчане переходят улицы только на зелёный сигнал светофора, а водители всегда уступают даже единичным пешеходам на нерегулируемых перекрестках. За всем этим - спасённые жизни и здоровье людей. Разве этого мало?

Служебные перекрёстки

Что для женщины важнее: карьера или семья? Ответ, вроде бы, очевиден. Но Зера Серверовна задумалась. А потом совсем неожиданно заявила:

- У меня не было бы ни семьи, ни карьеры, если б не мой золотой муж. Я благодарна своему мужу, а затем и нашим двоим сыновьям, которые понимали меня, поддерживали, не упрекали за мою вечную занятость на работе, а, наоборот, помогали.

Зера Серверовна вспоминает случай, когда в ее оперативной работе принимали участие маленькие сыновья.

В городе произошло дерзкое убийство. В деле фигурировал чёрный джип. Практически, это была единственная зацепка оперативников. Но на просто "джип" регистрационная база компьютера не реагировала, необходимо было уточнить: какой именно марки джип. Где об этом можно было узнать достоверно? Только у детей. Мальчишки, как и многие дети в те времена, собирали фантики от жвачек с изображением автомобилей. Набралась большая коробка. По просьбе мамы ребятишки отобрали все фантики с джипами, где указывалась и марка каждого. Это и решило исход дела: джип, на котором было совершено преступление, обнаружили.


Постфактум

- Службе в ГАИ отдано 23 года. Конечно, это не так много, ведь я знаю людей, которые прослужили здесь и 40 лет, - рассказывает Зера Серверовна Стародубцева. - Но я помню каждый день, каждого человека, с которым пришлось встретиться. Мне кажется, что я знакома с каждым тамбовским автомобилем, помню тысячи номеров. Мои сослуживцы удивлялись всегда: как я могу держать в памяти такой огромный объём информации. Но и я удивляюсь: разве может быть по-другому, если с любовью относишься к своей работе, если результаты её тебе не безразличны?

Может, поэтому самым трудным в её жизни решением было добровольно всё это оставить и уйти на пенсию, когда... Да что там говорить! И всё же капитан милиции Стародубцева своё решение выполнила. Для многих оно было неожиданным, в том числе и для руководства управления ГИБДД.

Конечно, Зере Серверовне дали возможность немного отдохнуть, подлечиться, а потом вновь позвали на работу. Ей предложили возглавить ветеранскую организацию УГИБДД.

- Сегодня я счастлива. Я стараюсь помогать нашим ветеранам, и вижу, как они нуждаются в этой помощи. Они благодарны нам за самую незначительную поддержку, за простое внимание к ним. Мы нужны друг другу. Осознавать это и жить дальше с благодарностью и готовностью дарить тепло и заботу - всё, что мне сегодня нужно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах