Примерное время чтения: 6 минут
250

Нужен независимый технадзор. Как контролировать капремонт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Белгород 01/06/2016
коллаж Александра Фирсова / АиФ

Кто распоряжается деньгами?

– Валерий Иванович, чего главного, на ваш взгляд, не хватает при проведении работ по капремонту жилого фонда?

досье
Валерий БУЛАВА родился в 1953 году в г. Уральске в Западном Казахстане. Окончил строительный техникум, исторический факультет пединститута, с 1973 года и до пенсии 45 лет работал на стройке: мастером участка, прорабом, старшим прорабом. Строил многоэтажные дома, Большой Алма-Атинский канал, был замуправляющего жилищно-хозяйственным трестом, который занимался капремонтом жилого фонда. В начале 90-х переехал в Белгород.
– Нужен технический надзор – именно от его работы в наибольшей степени зависит, как будет проходить и с каким результатом завершится капремонт. Для этого технадзору (конкретным лицам) необходимы полномочия, доверие и высокая квалификация. Я сам отдал этой работе 45 лет и могу поделиться, какими инструментами пользоваться, чтобы добиться нужных результатов.

- Сейчас интересы собственников жилья не защищаются! Кто от их имени заключает договор и от их имени распоряжается их деньгами? Именно подпись на документе «оплатить за производство работ» решает всё! Кому же она доверена?

- На самом высоком уровне принято решение о создании фонда капитального ремонта, о суммах обязательных сборов с собственников жилья, определён держатель денег – региональный оператор. Населению продиктовали: когда, куда и сколько платить – проведено это законодательно. Через суд спрашивают за неисполнение, взимают недоимки. Обещано обеспечить сохранность денег и тщательно контролировать их расход. В чьём кармане теперь эти огромные суммы денег? И чьи они теперь – те, что вчера были в кармане граждан? Чем этот фонд теперь отличается от бюджетных денег, которые не знают счёта и утекают как вода в песок? Всем известно, как их «берегут».

– Но жилой фонд ведь устаревает всё больше, его же надо ремонтировать?

– Надо – но как? Мы отовсюду слышим: качество ремонта отвратительное по всем видам работ, а добиться устранения замечаний можно не всегда. И разве могут сами жильцы разобраться в сложных ремонтных делах? И почему вообще жильцы – владельцы квартир, оплатившие эти «услуги», находятся в роли бесправного просителя? Где их право требовать?

Пробуют привлекать к приёмке работ депутатов. Это кропотливая работа. Никакой депутат на это не способен. Поэтому это и не работает. Всё очень плохо, потому что многим так надо. Масштабное государственное дело поставлено изначально на неподготовленную правовую основу. И здесь вовсе не головотяпство, а игра на интерес. Необходимо поставить некоторые вопросы и ответить на них.

Перечень документов

– Какие, например?

– Прежде всего – что такое капремонт? Это ремонт жилого фонда с заменой оконных и дверных заполнений в нужном количестве. На сегодняшний день 150 домов по области отдано под кап­ремонт – это нагрузка не на один трест, это огромный объём работ. Конечно, все общественные комиссии сыграют свою роль – но что увидят эти комиссии? Только внешнее: какой пошёл материал, качественно ли сделали облицовку, фасад. Но ремонт–то начинается не с этого! Ремонт начинается с дефектного акта, то есть с учёта того, что и сколько надо сделать по каждому дому. Сейчас вот делают утеплённые фасады каждому дому – красиво, денег много стоит, это несложная технология, работают небольшими звеньями, тяжёлой техники не надо. А жильцы остаются потом с тем, что у них света в подвале нет, канализация протекает. То есть дефектный акт нужен по каждому дому.

Принимающая сторона должна и обязана при приёмке работ потребовать Акт Ф–2 с объёмами всех работ и подписями«сдал–принял». И при этом сверить Акт Ф–2 с дефектным актом и договором. Только после этого может и должна родиться Справка №3, где указана сумма в рублях за выполненные работы и кто кому платит. Такова понятная и для нас в настоящий момент очень важная схема.

–И все эти документы ведь надо показать собственникам?

– Именно. Причём составить их должны специалисты–строители, тот самый независимый технический надзор. И в дефектном акте, и в смете должны быть указаны и марка, и качество материала, и способы его использования. И в смете нужно закладывать стоимость тех материалов, которые решено применить на стадии проектирования.

Здесь всему голова – начальник, технический надзор и бухгалтер. И технический надзор должен иметь полномочия не принять работы, пока всё, что было оговорено в документах – дефектном акте и смете, – не будет выполнено. И только после устранения всех недоделок подрядчик должен получить деньги за работу от бухгалтера. А если нет изначально дефектного акта – как потом проверят, что выполнено, а что нет? Поэтому я считаю, каждый дом нужно заранее готовить к капремонту. И этим должны заниматься специалисты под контролем актива собственников.

Вы думаете, чиновники об этом не знают? Все, кто сейчас занимаются вопросами капремонта, прекрасно знают то, о чём я говорю. Эту технологию сегодняшние рулевые знают хорошо, но надо подвести их к «свету прожектора» и настоять на исполнении наработанного десятилетиями!

Собственник жилья должен быть и распорядителем своих денег по работам в своём доме. При региональном ОНФ или региональном фонде реформирования ЖКХ необходимо создавать отделы технического надзора, из которых собственники могут нанимать на работу на период ремонта инженеров–специалистов. При такой постановке дела контроль действительно будет настоящим.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах