На ладан дышат
– Они буквально на ладан дышат. Сколько раз в них люди застревали – уже и не сосчитать. Заходишь в кабину и трясёшься: то ли доедешь, то ли нет, – жалуются жильцы.
Некоторые поднимаются на верхние этажи пешком по пожарной лестнице – так оно, говорят, безопаснее. Но каково это пенсионерам и мамам с колясками? Куда только липчане не обращались со своей бедой – и к чиновникам, и к депутатам. Один лифт им даже пообещали заменить в этом году, да только воз пока и ныне там.
Таких подъёмников, как в доме по улице Ленина, в области немало. По данным Верхне–Донского управления Ростехнадзора, сегодня в многоквартирных домах Липецкой области эксплуатируется около 3160 пассажирских лифтов (в Липецке – 2897). 946 лифтов, или 29,9% из них, отработали назначенный срок службы и нуждаются в модернизации или замене. Особенно остро «лифтовая» проблема стоит в городе Липецке. По мнению специалистов, нам уже давно пора кричать «караул».
– Мы обслуживаем 2190 лифтов в городе, это приблизительно 70% от общего количества. 45% из них отработали назначенный срок службы – 25 лет, – говорит Юрий СОРОКИН, исполнительный директор компании «Липецклифт». – Есть такие, которым уже по 39 лет! Конечно, мы стараемся поддерживать их в исправном состоянии за счёт текущих работ. Но это не выход – все эти лифты давно пора менять.
Если в ближайшее время не принять меры, ситуация может стать критической, считают специалисты.
Не потянем
Ориентировочная стоимость замены одного лифта составляет порядка 1 млн 700 тыс. рублей. Сумма внушительная, тем более что сегодня затраты на его содержание и ремонт – головная боль исключительно собственников жилья, тогда как раньше львиную долю расходов брало на себя государство. Понятно, что скинуться на новый лифт жильцам нереально.
Программа капитального ремонта, которая предусматривает в том числе и замену подъёмников, – практически единственный выход в сложившейся ситуации. В 2015 году в Липецкой области начали делать первые шаги, а именно заменили 13 единиц лифтового оборудования. По сути – немного, но это только самое начало.
– Программа капремонта может решить проблему «старения» лифтов, если будет финансировать замену хотя бы 150–170 подъёмников в год, – рассуждает Сорокин. – Неплохо бы было в помощь Фондам капитального ремонта, а также для замены лифтов учреждений здравоохранения и других объектов народного хозяйства разработать ещё и государственные программы (или областные, как в некоторых регионах. – Ред.).
Но если это и произойдёт, то только в перспективе. А за это время количество лифтов, отработавших свой срок, ещё увеличится. Возможно ли если не достичь, то хотя бы приблизиться к тем цифрам, о которых говорит Сорокин?
– Уже в этом году в липецких высотках по программе капремонта будет заменена 81 единица лифтового оборудования, – говорит Ксения Ермолова, заместитель начальника отдела информационного обеспечения организации и торгов Фонда капитального ремонта Липецкой области. – А в следующем году планируется замена ещё порядка 80–100 подъёмников.
«Дитя без глазу»
На то, чтобы заменить все устаревшие лифты, в лучшем случае потребуется лет десять. Но кто гарантирует, что за это время ничего не случится?
– Сегодня надзор за лифтами на разных стадиях их жизненного цикла осуществляют сразу несколько органов: Росстандарт, Госстройнадзор, Ростехнадзор, Госжилинспекция и другие. И получается так, что «у семи нянек дитя без глазу», – говорит Юрий Сорокин. – Это, естественно, сказывается на качестве производимых лифтов, а также на качестве их монтажа и эксплуатации.
Есть и ещё одна проблема. До 2013 г. лифты относились к категории опасных производственных объектов, и на них распространялись обязательные требования к содержанию, ремонту и замене такого оборудования. Но потом вступил в силу Технический регламент Таможенного союза, и лифты исключили из этого перечня. Как следствие – государственный контроль за ними ослаб.
– Данный технический регламент устанавливает лишь общие требования к безопасной эксплуатации лифтов. Более детализированные прописаны в документах по стандартизации, но последние не обязательны для применения и носят скорее рекомендательный характер, – поясняет Владимир ДЕРНОВОЙ, руководитель Верхне–Донского управления Ростехнадзора.
Плюс закон связывает надзорные органы по рукам и ногам. Если раньше инспекторы проверяли каждый лифт не реже одного раза в год, то сейчас – раз в три года. Основанием для внеплановой проверки может стать, к примеру, уже произошедшая авария или обращение жильцов с жалобами на плохую работу подъёмника. Вот и выходит, что спасение утопающих – в руках самих утопающих, чем нередко пользуются недобросовестные управляющие компании, которые нанимают для обслуживания лифтов людей, не имеющих специализированного образования, или накапливают перед обслуживающими организациями немалые долги.
– От недофинансирования страдает не только эстетическое, но и техническое состояние лифтов: вместо замены запасных частей на новые приходится заниматься их восстановлением, грубо говоря, латанием, – сетует Сорокин. – Помимо всего прочего со стороны государства должен быть введён контроль за платёжеспособностью управляющих компаний, вплоть до уголовной ответственности.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть