На ладан дышат
– Они буквально на ладан дышат. Сколько раз в них люди застревали – уже и не сосчитать. Заходишь в кабину и трясёшься: то ли доедешь, то ли нет, – жалуются жильцы.
Некоторые поднимаются на верхние этажи пешком по пожарной лестнице – так оно, говорят, безопаснее. Но каково это пенсионерам и мамам с колясками? Куда только липчане не обращались со своей бедой – и к чиновникам, и к депутатам. Один лифт им даже пообещали заменить в этом году, да только воз пока и ныне там.
Таких подъёмников, как в доме по улице Ленина, в области немало. По данным Верхне–Донского управления Ростехнадзора, сегодня в многоквартирных домах Липецкой области эксплуатируется около 3160 пассажирских лифтов (в Липецке – 2897). 946 лифтов, или 29,9% из них, отработали назначенный срок службы и нуждаются в модернизации или замене. Особенно остро «лифтовая» проблема стоит в городе Липецке. По мнению специалистов, нам уже давно пора кричать «караул».
– Мы обслуживаем 2190 лифтов в городе, это приблизительно 70% от общего количества. 45% из них отработали назначенный срок службы – 25 лет, – говорит Юрий СОРОКИН, исполнительный директор компании «Липецклифт». – Есть такие, которым уже по 39 лет! Конечно, мы стараемся поддерживать их в исправном состоянии за счёт текущих работ. Но это не выход – все эти лифты давно пора менять.
Если в ближайшее время не принять меры, ситуация может стать критической, считают специалисты.
Не потянем
Ориентировочная стоимость замены одного лифта составляет порядка 1 млн 700 тыс. рублей. Сумма внушительная, тем более что сегодня затраты на его содержание и ремонт – головная боль исключительно собственников жилья, тогда как раньше львиную долю расходов брало на себя государство. Понятно, что скинуться на новый лифт жильцам нереально.
Программа капитального ремонта, которая предусматривает в том числе и замену подъёмников, – практически единственный выход в сложившейся ситуации. В 2015 году в Липецкой области начали делать первые шаги, а именно заменили 13 единиц лифтового оборудования. По сути – немного, но это только самое начало.
– Программа капремонта может решить проблему «старения» лифтов, если будет финансировать замену хотя бы 150–170 подъёмников в год, – рассуждает Сорокин. – Неплохо бы было в помощь Фондам капитального ремонта, а также для замены лифтов учреждений здравоохранения и других объектов народного хозяйства разработать ещё и государственные программы (или областные, как в некоторых регионах. – Ред.).
Но если это и произойдёт, то только в перспективе. А за это время количество лифтов, отработавших свой срок, ещё увеличится. Возможно ли если не достичь, то хотя бы приблизиться к тем цифрам, о которых говорит Сорокин?
– Уже в этом году в липецких высотках по программе капремонта будет заменена 81 единица лифтового оборудования, – говорит Ксения Ермолова, заместитель начальника отдела информационного обеспечения организации и торгов Фонда капитального ремонта Липецкой области. – А в следующем году планируется замена ещё порядка 80–100 подъёмников.
«Дитя без глазу»
На то, чтобы заменить все устаревшие лифты, в лучшем случае потребуется лет десять. Но кто гарантирует, что за это время ничего не случится?
– Сегодня надзор за лифтами на разных стадиях их жизненного цикла осуществляют сразу несколько органов: Росстандарт, Госстройнадзор, Ростехнадзор, Госжилинспекция и другие. И получается так, что «у семи нянек дитя без глазу», – говорит Юрий Сорокин. – Это, естественно, сказывается на качестве производимых лифтов, а также на качестве их монтажа и эксплуатации.
Есть и ещё одна проблема. До 2013 г. лифты относились к категории опасных производственных объектов, и на них распространялись обязательные требования к содержанию, ремонту и замене такого оборудования. Но потом вступил в силу Технический регламент Таможенного союза, и лифты исключили из этого перечня. Как следствие – государственный контроль за ними ослаб.
– Данный технический регламент устанавливает лишь общие требования к безопасной эксплуатации лифтов. Более детализированные прописаны в документах по стандартизации, но последние не обязательны для применения и носят скорее рекомендательный характер, – поясняет Владимир ДЕРНОВОЙ, руководитель Верхне–Донского управления Ростехнадзора.
Плюс закон связывает надзорные органы по рукам и ногам. Если раньше инспекторы проверяли каждый лифт не реже одного раза в год, то сейчас – раз в три года. Основанием для внеплановой проверки может стать, к примеру, уже произошедшая авария или обращение жильцов с жалобами на плохую работу подъёмника. Вот и выходит, что спасение утопающих – в руках самих утопающих, чем нередко пользуются недобросовестные управляющие компании, которые нанимают для обслуживания лифтов людей, не имеющих специализированного образования, или накапливают перед обслуживающими организациями немалые долги.
– От недофинансирования страдает не только эстетическое, но и техническое состояние лифтов: вместо замены запасных частей на новые приходится заниматься их восстановлением, грубо говоря, латанием, – сетует Сорокин. – Помимо всего прочего со стороны государства должен быть введён контроль за платёжеспособностью управляющих компаний, вплоть до уголовной ответственности.