С 8 сентября 2013 года, когда в Белгороде прошли выборы в городской совет депутатов, Анастасия Байбикова стала депутатом от оппозиционной фракции. Ей всего 26 лет, но проблемы людей, проблемы города волнуют ее не меньше опытных старших товарищей.
«У людей – усталость и отчаяние»
АиФ: – Анастасия, какие, на ваш взгляд примеры вопиющей социальной несправедливости в нашем городе? И дает вам депутатство какие-то возможности борьбы?
Анастасия Байбикова: – Знаете, когда выступаешь или участвуешь в пикетах, – в этом, наверное, смысла действительно больше, чем когда сидишь на заседаниях горсовета, на комиссиях. Сколько не выступай, количество голосов партии власти больше. А предложения нашей фракции, зачастую остаются не услышанными.
Например, на одном из заседании горсовета обсуждали вопрос об использовании бюджета за 9 месяцев 2013 года, и в этом большом вопросе пунктик – о присуждении ежемесячной премии мэру города Белгорода – 50 % от денежного вознаграждения, даже не от оклада. На какой срок – непонятно. Если речь идет об использовании бюджета за 9 месяцев, то голосуя «за», мы одобряем премию, которую мэр уже получал за этот период? Когда я начала задавать вопросы – мэр затушевался, сказал, что может вообще отказаться от этой премии, но тут встал представитель партии власти, и сказал, что их фракция настаивает на том, чтобы премию выдали, поскольку столько всего делается для города.
И всё тихо-спокойно приняли, несмотря на голоса «против» нашей фракции. А у мэра только его зарплата составляет 287 тысяч рублей в месяц плюс премии и прочее и 50% от этого – очень много! При том, что пенсии в среднем 8-10 тысяч! А что для людей делается на самом деле? Те же социальные проездные – я обзвонила весь ЦФО, везде есть социальные проездные, нигде даже не думали их отменять. А у нас почему? Мы что, первые по доходности? Наши пенсионеры самые богатые? Или, возьмем, социально-бытовое обслуживание, когда к одиноким пожилым людям, инвалидам приходят соцработники – стоимость их услуг подняли со 158 рублей до 700! Для одиноких пожилых людей это же огромные деньги!
– Может, вам как депутату разъяснили, с чем это связано?
– Да, я делала депутатский запрос, ответила соцзащита, о том, что доход пожилых граждан, как правило, превышает 150 % величины прожиточного минимума, в соответствии с этим, у большинства из них теперь размер оплаты за социальные услуги и составят 700 рублей.
Надо отметить, что в прошлом году трудовая пенсия повысилась в среднем на 10%, а оплата за ЖКХ – капремонт, все вышеперечисленные «подарки» городской администрации не только «съедают» эти повышения, но и на много превышают их. И самое страшное, что это только начало. Сейчас повысили оплату за детский сад, пока молчат студенческие общежития – а я думаю, следующий шаг будет и увеличение оплаты за них, ведь, в связи с новым законом об образовании – по регионам плату уже начинают повышать. Проездные, кстати, и у студентов отобрали, но студенты молчат.
«Нас не слышат»
– А почему? Всегда же студенты были самой протестной массой.
– Только не в Белгороде! С кем я общаюсь, о чьих проблемах слышу – тем и пытаюсь помочь, а вот студенты, что удивительно, ни разу не обращались, это не протестная, а инетрная масса – я этого вообще не понимаю. Взять тот же капремонт – ну спросите вы у родителей, это же страшное дело происходит – ко мне пришла пенсионерка, плачет, показывает квитанции – у нее пенсия 8 тысяч, и 4 с чем-то она отдает за квартиру! Мы еще осенью, когда это всё начиналось, первые объединились с союзом жителей, сделали листовки, в них написали, что по закону можно сделать спецсчет на каждый дом, и распространяли – и за час у нас ушло больше 2 тысяч листовок . Я такого в Белгороде еще никогда не видела – а я 4 года участвую в протестных действиях, – люди собирались толпами, бабушки плакали – я раньше не видела такого сумасшедшего отчаяния у людей!
Почему такие вот значимые для людей вещи не проходят через горсовет? Получается – чиновники принимают решения, а избранные народом депутаты потом ничего не могут сделать. Когда, например, депутаты областной Думы задают чиновникам вопросы, и те не могут на них ответить, их просят подготовиться и прийти снова. В горсовете же этого нет, регламент часто нарушается. Возьмем хотя бы случай с первым заседанием комиссии по градостроительству, хочу здесь отметить, что ее председателем является один из главных застройщиков города. На первом же заседании комиссии всех, кто не был депутатом, удалили из зала.
– И что там такого секретного озвучили?
– А ничего. Это просто какая-то принципиальная позиция. А когда принимали бюджет Белгорода на 2014 год, вообще не приняли во внимание наказы избирателей, а при принятии бюджета наказы должны учитываться. Мы выступали категорически против принятия бюджета в таком виде.
– Но ведь наказы – это то, с чем депутаты шли на выборы!
– Конечно! Это то, что требуется обществу, то, что людям нужно в первую очередь. На комиссиях мы этот вопрос поднимали, на заседаниях горсовета – всё как в пустоту, нас никто не слышит. Наша фракция оппозиционная, все 7 депутатов задают традиционно много вопросов, а это не нравится чиновникам. Порой думаешь – зачем всё это, ведь можно жить спокойно, для себя. Но когда помогаешь кому-то конкретному – ко мне обращаются очень много людей, за месяц мы сделали 25 депутатских запросов, – и кому-то действительно удается помочь, вот тогда понимаешь - всё не зря!
Сейчас обратились жители Прохоровки – а я хоть и городской депутат, но отказать им не могу. Проблема у людей с жильем, как и у большинства – общежитие, в котором они проживают, находится в жутком состоянии: без санузлов, а там живут маленькие дети. После запросов и предоставления всех документов, Прохоровское общежитие посетила прокуратура, жилинспекция, дали однозначный вердикт: надо расселять. А люди добивались этого лет десять! Но не все так просто в данном деле, еще много предстоит сделать, государственную машину удалось запустить.
Вообще, в большинстве случаев, все зависит от общественного мнения. Меня переубеждали, мол, можно действовать только законодательно, но это не совсем так. Взять конкретный пример – помните одноэтажные дома по улице Победы, которые хотели снести? Если бы не поднялся шум, если бы собственники этих домов не вывесили плакаты, не начали выступать, если бы не приехал все это снимать федеральный канал – ничего бы не изменилось! А так ситуация повернулась в их сторону, и в суде городская администрация проиграла. Я уверена: кто хочет бороться – обязательно добьется своего. Очень многое зависит от людей. Или взять ситуацию с индустриальным колледжем: когда его хотели закрыть, все выступили разом, и студенты, и преподаватели, и родители – и их не закрыли. А другие училища молчали, и теперь их нет.
Если в городе неуютно
– Анастасия, вот, например, нам звонили читатели с жалобой: снесли остановку на Щорса-46, вместо нее построили ларек с курятиной – и как раз была мерзкая погода, дождь шел. Когда возникают такие вопросы, от которых неуютно жителям города – куда людям обращаться?
– Я думаю, только к депутатам, потому что сами департаменты ничего не ответят и не сделают.
– Студенчество у нас аполитично и инертно – а другая молодежь? Активная – есть она?
– Есть, конечно, и немало. Да, в районах активистов не хватает, хотя много студентов, в той же Алексеевке, но они настолько боятся всего, и что их выгонят, и что они потом работу не найдут – даже обычных пикетов боятся, не то что каких-то акций. А вот в Белгороде в последнее время такая тенденция - активных становится все больше. И совсем молодых, по 17-18 лет, их волнует все – еще 4 год назад такого бума не было. Возможно, это связано с тем же остервенением и отчаянием, что и у людей старшего поколения, оттого что ничего нельзя добиться от властей.
– Будущее свое как видите?
– Очень быстро в нашей стране всё меняется, поэтому не буду загадывать, одно скажу – хочу и дальше продолжить общественную деятельность. Меня очень поддерживают мои родные и друзья – это единственные люди, на которых я действительно могу опереться.
Многим не нравится, что я слишком активно выступаю против мэра. Нет, стараюсь быть объективной, вот площадь на новый год конструировали – здорово, каток залили, убирают дороги и тротуары от снега – это же хорошо. А вот когда обещают много, но не выполняют, то лучше и промолчать, чтобы людей не вводить в заблуждение.
Но как можно простить памятник Ленину, то, как это было сделано, как наплевали на мнение горожан, обманули? Как ночью его демонтировали. Наши ребята там тогда дежурили, вызвали меня: «Приезжай, тут технику подогнали». Такого животного хамства я вообще никогда не видела – выстроилась муниципальная стража, и улыбалась нам в лицо, в то время как наши девчонки плакали. Кстати, наша фракция отправляла депутатский запрос – что это за муниципальная стража, зачем она нужна, почему на нее идут бюджетные деньги? – и вот мы увидели, для чего они, когда выстроилась эта стена. Ведь мы просто хотели справедливого разрешения ситуации, а не варварски, через колено: получилось по понятиям, а не по закону.