АиФ: – Наталья Михайловна, Вы – довольно известный в Белгороде работник культуры, как по-вашему, какова культурная ситуация в областном центре и в регионе в целом?
Н.М.: – Во–первых, конечно, по сравнению с соседними областями и со многими провинциальными городами России, у нас культура развивается прекрасно. Во всяком случае, она имеет возможности для развития. Мы может говорить, что чего-то не хватает, но объективно это так, это постоянно подчеркивают все гости из других регионов. У нас потрясающий художественный музей, у которого большие выставочные площади и хорошие фонды. У нас есть муниципальный выставочный зал «Родина», у нас есть еще один городской выставочный зал в Пушкинской библиотеке-музее, он имеет свою специфику, но, тем не менее, он предоставляет возможности выставить свои произведения и белгородским художникам, и художникам других городов. Это не обязательно пушкиниана, но это всегда как-то связано с литературой, с иллюстрированием, с книжной графикой, или это выставки редких книг – в любом случае, книжная тема - приоритетная.
Стоит уточнить, что в Белгороде только три муниципальных учреждения музейного типа – выставочный зал «Родина», фотогалерея имени Виталия Собровина и Пушкинская библиотека-музей. Белгородский государственный художественный музей – областного подчинения, а своего художественного музея в городе нет. Но библиотека–музей все-таки относится к библиотечной системе, это в первую очередь библиотека, а «Родина» предназначена именно для художественных выставок. Это могут быть все виды художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, и народное искусство, но прежде всего – изобразительное искусство.
Но хотелось бы, чтобы в Белгороде существовал собственный музей истории города, в котором был бы специальный раздел, посвященный белгородскому художественному творчеству. Отчасти это есть в художественном музее, но он комплектуется все-таки не только произведениями белгородских художников. А хотелось бы аккумулировать в одном месте только то, что касается непосредственно Белгорода, чтобы в этом музее были полноценные разделы, посвященные истории города, искусству, культуре в целом.
– А как же давняя идея белгородского музея под открытым небом?
– Понимаете, музей – это место, где собраны подлинные произведения культуры и искусства. А у нас под открытым небом – в основном новодел. Это связано и с тем, что мало старинных зданий сохранилось, что город сильно пострадал в период войны, – подлинного осталось очень мало.
Но зато у нас есть обширное поле для краеведческих исследований. Например, в Пушкинской библиотеке-музее основная экспозиция называется «Пушкин и Белгородчина», и она сделана без «притягивания за уши» - там представлена та часть истории белгородского края, которая так или иначе связана с Пушкиным: с предками Пушкина, его современниками и потомками, – она показана именно в этом аспекте. И это нормально для каждого края – надо исследовать то, что есть именно у нас. Кто, кроме нас самих, будет изучать наш город, нашу область? Поэтому нам надо, прежде всего, заниматься изучением собственной культуры, причем понимая адекватно ее роль в истории культуры российской.
Хотя, безусловно, белгородское краеведение понесло огромную потерю после того, как ушел из жизни Александр Николаевич Крупенков, посвятивший изучению истории Белгородчины почти всю свою жизнь. Пусть он не анализировал роль Белгородчины в российской истории, а просто впервые публиковал сведения о ней, но это уже был колоссальный труд. И было бы здорово, если бы новое поколение краеведов, основываясь на том, что уже было наработано Александром Николаевичем, вело исследования дальше.
Белгородские художники
– Хочу спросить о нынешних белгородских художниках, прежде всего о молодых – кого Вы могли бы отметить?
– У нас есть талантливая творческая молодежь – например, в конце 2012 года на областной молодежной выставке было очень много интересных работ. Но наша молодежь мало между собой общается. Хотя это общая проблема молодых людей - все сидят в Интернете, слегка зациклены на собственной личности. И, наверное, самая большая проблема – у нас нет среды. Дело даже не в деньгах на культуру, хотя их тоже всегда не хватает, а именно в отсутствии некоего единого социально-культурного пространства, создать которое не помогут никакие деньги.
– А что нужно, чтобы эта культурная среда появилась?
– Нужна прежде всего обратная связь, интерактивность, вовлеченность. Например, у нас в «Родине» всегда бывают встречи с художниками на фоне их выставок, на них мы приглашаем как можно больше зрителей. На встречах с художниками можно задавать любые вопросы, посмотреть на человека, пообщаться в неформальной обстановке, – тогда многое станет понятнее и в его творчестве. Огромным успехом всегда пользуются мастер-классы.
Мы нацелены именно на неформально общение, у нас никогда не бывают, чтобы речи звучали как с трибуны - все сводится к душевному общению, без формальностей. И все встречи с художниками у нас проходили именно так - а «Родина» действует с 2009 года, там раньше были мастерские Союза художников, потом их перенесли и сделали выставочный зал. Выставляются там и члены Союза художников, и те, кто в нем не состоит, потому что у нас же есть немало других творческих объединений и просто художников, которые в объединения не входят, но их творчество достойно того, чтобы быть представленным. Перед каждой крупной групповой выставкой у нас работает выставочная комиссия, и на рассмотрение выставкома могут представить работы все независимо от членства, и художники об этом знают.
Раз в два-три года у нас проходит областная художественная выставка молодежи, участвовать в которой и представить работы на выставком опять-таки могут абсолютно все – молодые художники, студенты. У нас есть уже целая плеяда художников, которые совсем недавно вступили в союз – им всем около 30 лет. Это Наталья Плешкова, которая, кстати, является также научным сотрудником выставочного зала «Родина», это Алексей Юсупов, Светлана Черникова, Мария Браковенко, Яна Серпухова. Все эти люди – еще и преподаватели факультета дизайна Белгородского государственного института культуры. Вот у них как раз формируется что-то вроде среды, они, правда, тоже каждый живут как бы в своем мире, на то они и художники, но, тем не менее, у них уже есть какая-то общность. И они со своими студентами проводят работу, - помимо учебных занятий, они их представляют на выставках. Вот сейчас в Пушкинской библиотеке-музее проходит выставка преподавателей факультета дизайна БГИИК, членов Союза художников России Анатолия Федоренко и Алексея Юсупова и их студентов. Она проходит именно в эти дни и продлится до конца марта. В конце года, в октябре, мы покажем вместе со студентами еще одного преподавателя факультета дизайна – Миладу Исаеву, прекрасного художника, графика.
В «Родине» есть еще такая традиция: каждый год в конце марта у нас проходит публичная защита дипломов выпускников факультета дизайна. Весь выставочный зал на несколько дней отдается только дизайну, и это очень интересно, любой белгородец может прийти и посмотреть на работы молодых дизайнеров разных направлений – графический дизайн, дизайн костюма и дизайн среды. В этом году такая выставка откроется 28 марта.
Вкус к живописи
– Формировать среду, содействовать художникам, писателям артистам все равно в какой-то мере должны и власти, которые декларируют всемерную поддержку культуре. Это не должны быть только сельские клубы или фольклорные коллективы, ведь так?
– Знаете, у нас под культурой в сознании и горожан, и властей почему-то подразумевается прежде всего народное творчество, фольклорные коллективы, музыка, танцы и т.д. – но есть ведь еще и очень большой пласт изобразительного искусства, которое должно не только оформлять выступление народных коллективов на каких-то праздниках, но оно должно развиваться. Художник - человек иной душевной организации, чем актер, танцор или музыкант, и показывать его творчество, как и развивать эту сферу деятельности в целом, сложнее. Но это нужно, потому что людям нужно прививать художественный вкус.
– А уровень его ведь в массе своей не сильно высок?
– Да, у нас гораздо лучше обстоят дела с музыкой или театром – потому что у нас замечательный театр и замечательный симфонический оркестр, в филармонии проходят великолепные концерты – в этом плане вкус публики развивается. А вот что касается художественного вкуса в области изобразительного искусства, - то, что выставка Никаса Сафронова пользовалась таким бешеным успехом и популярностью, мягко говоря, настораживает. Можно это объяснить тем, что люди просто шли посмотреть на такой китч, – в Москве-то этим никого не удивишь.
– Может, это еще связано в тем, что в Белгород достаточно редко приезжают столичные художники? Хотя у нас достаточно часты экспозиции из ведущих музеев страны.
– В том то и дело: тот же "столичный художник" Сафронов – не столько художник, сколько представитель массовой культуры.Но про этом, в целом, наш художественный музей ведет очень правильную политику, поскольку его выставки очень высокого художественного уровня – нам показывают и работы из Пушкинского музея в Москве, и из Тверской картинной галереи, из Рославля, из Рязани – из хороших, крупных художественных музеев России. Причем это постоянно, и очень здорово, что на это находят средства.
В Белгороде, к сожалению, практически нет коллекционеров, но они есть в других городах. И есть такие, с которыми работает Пушкинская библиотека-музей. Например, у нас прошло уже более 10 выставок графики с московским коллекционером Владимиром Гурьевичем Беликовым - прекрасный человек, который бескорыстно дает произведения для экспонирования. В апреле в Пушкинской библиотеке будет выставка, посвященная перекрестному году культуры Россия-Великобритания, мы покажем иллюстрации к произведениям Шекспира 18-19 веков – гравюры из коллекции Владимира Беликова.
– В этот год культуры, и вообще на будущее что бы вы еще хотели сделать, чего добиться?
– Для повышения культурного уровня, улучшения вкуса белгородцев очень бы хотелось приглашать в выставочный зал «Родина» известных искусствоведов, сотрудников крупнейших музеев России, которые имеют дело с подлинными памятниками искусства и культуры, которые этим живут, которые могут рассказать об этом так, как не расскажет никто из обычных лекторов. Такие соприкосновения с людьми этой профессии, я думаю были бы очень интересны – не секрет ведь, что в Белгороде искусствоведов почти нет. Мы могли бы пригласить сотрудников Эрмитажа, например, или из Русского музея. Да, мы не имеет возможности привезти в Белгород какое-либо великое произведение – нет в городе финансовой возможности это сделать, - но мы можем привезти людей. которые с ним работают! Можно приглашать галеристов, просто представителей разных направлений музейной деятельности.
Я как искусствовед могу рассказать о фондах Пушкинской библиотеки-музея, которые, кстати, тоже достаточно интересны – у нас более 3 тысяч предметов, есть у нас произведения Станислава Косенкова – основателя библиотеки, и Владимир Козьмина, который достаточно много своих работ передал нам при жизни, а после его смерти много передал в дар его друг Владимир Аксенов. Есть среди них такие вещи, которые вообще еще не были выставлены никогда. Мы дружим с московским художниками – с Германов Мазуриным, с Юрием Ивановым, - это преподаватели Суриковского института, мастерской книжной графики – мы устраивали их выставки, и их ученики приезжали к нам, был выпушен каталог этой выставки – и их работы тоже попали в фонды библиотеки-музея. У нас есть работы современных российских графиков – мы собираем эту коллекцию, и , думаю, такой коллекции нет ни в одной библиотеке страны. Библиотеки в принципе хранением графики не занимаются, наша библиотека музей – единственная в России именно в таком качестве, когда равноценны два отдела, и библиотечный, и музейный.
Хотелось бы еще иметь возможность привозить сюда персональные выставки хороших российских художников, их произведения, которые еще не отданы в музеи или в частные коллекции, то есть работать непосредственно с авторами. На это нужны средства: у «Родины» нет своего транспорта, мы, если бы не было связи с Союзом художников, не имели бы даже возможности делать выездные выставки в самом Белгороде. Кстати, «Родина» сейчас делает проект «Выставки в школах»: организовывается передвижная выставка работ белгородских художников, и две-три недели в каждой школе города она экспонируется. Уже в нескольких школах они прошли, и дети восприняли их с интересом. Хорошо бы поставить на поток проведение для детей мастер-классов с художниками – у нас есть такие мастера, которые великолепно их ведут. Например, в Старом Осколе Алла Филимонова, акварелист, директор Старооскольской художественной школы – отлично проводит мастер-классы с любой аудиторией.