Социологическое краеведение
«Это исследование выросло из межрегионального проекта под названием «Локальная идентичность», которому не так давно исполнилось четыре года, — рассказывает профессор кафедры социологии и организации работы с молодёжью Белгородского государственного университета Сергей Лебедев. — С 2013 года мы с группой коллег проводим его по разным регионам России. Из него вырос проект нашего университетского Центра социологических исследований, который мы назвали «Социологическое краеведение». Мы привыкли к краеведению культурно-историческому, но почему бы ему не быть социологическим? Ведь настоящее тоже надо знать, изучать и систематизировать. В 2014-2015 годах нами в составе Исследовательской группы «ЦИРКОН» было проведено большое исследование во Владимире, Ярославле и Смоленске. С 2015 года под моим руководством ведутся исследования в Белгороде. В этом году его проводила наша выпускница Мария Потеряхина. В исследовании применялись три метода: анализ интернет-источников, массовый опрос горожан по анкете (600 человек) и опрос 20 экспертов».
Учёным было важно выяснить, как самосознание, то, что мы — белгородцы, влияет на жизнь городского сообщества. Исследование чётко показало четыре функции городской идентичности: презентацию, то есть насколько люди склонны свой город рекомендовать, рассказывать о нём; рекреацию — как у нас обстоят дела с отдыхом людей в городском пространстве; социализацию — насколько городские символы, знаковые места влияют на воспитание молодого поколения горожан; и основную функцию, базовую для всех остальных — интеграцию, обеспечивающую солидарность жителей. И что интересно, у нас достаточно неплохо развиты и презентация, и рекреация, социализация слабее, наконец, интегрирующая функция городского самосознания оказалась на последнем месте. А ведь воспитательное и интегрирующее влияние городского пространства можно очень серьёзно развивать.
Дух городского сообщества
По результатам исследования областной центр у своих жителей чаще всего вызывает чувства привычности и знакомости, однако многих в нём не всё устраивает. Более половины участников опроса в целом довольны городской территорией, но хотели бы её улучшить. 55% горожан считают, что Белгород знаменит в основном своей военной историей, а самая главная достопримечательность, по мнению 77% опрошенных, — музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Второй по популярности названа Соборная площадь, а третьим — памятник князю Владимиру.
«Сейчас разрабатываются проекты преобразования Соборной площади — но я считаю, что она должна остаться именно в том виде, как есть, поскольку для горожан она значима именно как площадь, как сакральный центр города, — говорит Сергей Лебедев. — Надо беречь то, что у нас есть».
Основные качества белгородцев, по мнению респондентов, — доброта, отзывчивость, готовность помочь, честность и открытость. При этом белгородцы самокритично признают, что им не чужды и закрытость, хитрость, увиливание от ответа, бескультурье, необразованность, безразличие к другим. Участники опроса сомневаются в возможности полноценной самореализации в Белгороде и считают её двигателем знакомства и связи, а виной неудач — семейственность и кумовство.
По мнению опрошенных белгородцев, больше всего в городе не хватает центров технического творчества для детей и взрослых, а также цирка, планетария и дельфинария. «Лицом» белгородского сообщества жители города считают спортсменов и администрацию города, а «другими», людьми, противопоставляющими себя остальным горожанам, — сектантов, иноверцев и религиозные меньшинства.