На прошлой неделе в сети Интернет появилось открытое письмо режиссера белгородского молодежного самодеятельного театра «Спичка» Оксаны Половинкиной «Театр выгоняют на улицу».
Оксана получила официальный ответ на свое обращение из городского управления культуры, в котором говорится, что «деятельность молодежного театра «Спичка» в стенах Пушкинской библиотеки-музея до настоящего времени осуществлялась без заключения договора». А такой договор «позволит библиотеке-музею планировать мероприятия с обязательным участием театра в городских мероприятиях».
С заботой о досуге?
Татьяна Черных, АиФ: Оксана, я не совсем поняла, что это за обязательны городские мероприятия? И почему ими должен заниматься некоммерческий молодежный театр?
Оксана Половинкина: Это значит, что, сократив ставку режиссера в Пушкинской библиотеке, теперь, видимо, хотят найти кого-то, кто делал бы это бесплатно. Я могу заниматься театром и всем, что с ним связано, и буду этим заниматься, наверное, всю свою жизнь. Но меня сейчас начали обвинять в том, что я пытаюсь раздуть скандал, а ведь цель моя была - привлечь внимание к ситуации, поскольку, где бы мы до этого не работали – нигде не было к нам негативного отношения, мы везде за собой оставляли хороший след и хорошее впечатление .
А что касается городских мероприятий, то считаю, что белгородский институт культуры ежегодно дарит городу достаточно выпускников социально-культурных специальностей, которые с точки зрения постановки культурно-досуговых программ справятся с этими задачами лучше. Мероприятия городского масштаба – это абсолютно не мой профиль, и стоит сказать, что мы на самом деле много участвовали в Пушкинской библиотеке в различных мероприятиях, никогда не отказывали – и в "Библионочи", и литературно-музыкальных композициях к памятным датам биографии Пушкина, в танцевальных номерах даже, и в детских квестах и мероприятии по школьному КВНу, и сценарии писать помогали, - обидно, что с нами обошлись так пренебрежительно.
Сейчас нас временно приняли в выставочном зале «Родина», - мы недавно проводили там читки пьес Олега Канина. Мы потихоньку работаем, постоянный состав театральной труппы 5 человек. Сейчас все ребята остаются в театр по призванию души. За за пять лет мне удалось поставить несколько, на мой взгляд, достойных спектаклей. В этом году я начинаю учиться ГИТИСе, на заочной режиссуре в мастерской Райхельгауза, это намерение дальше продолжить свое режиссерское образование.
- Но ведь сейчас вовсю декларируется поддержка молодежного творчества, в том числе и молодежных театров, проводят фестивали. Какая-то странная ситуация…
- Да, в регионе до 2020 года есть программа поддержки молодежных театров, хотя никто из театров еще не просил финансовой поддержки. В Пушкинской библиотеке у нас было всего несколько часов в неделю для занятий, мы не занимали основные площади, нам выделили угол в подсобке для реквизита, и мы были очень рады, поскольку раньше вообще все приходилось носить с собой. Да, это странно, ведь если сейчас хотят сделать библиотеки «третьим местом» досуга, чтобы люди проводили там время, культурно отдыхали , если хотят создать какое-то культурное пространство для творчества – надо наоборот поддерживать, вовлекать людей! Эти меры – не пускать, запрещать, - это не выход.
Спичка зажигает
- Расскажите подробнее о вашем театре нашим читателям. Как все началось?
- Пока я была студенткой, играла в спектаклях Оксаны Погребняк, нынешнего режиссера театра «Новая сцена-2». Когда я закончила учебу, решила продолжать заниматься театром. Лучшим способом создания молодежного театра на тот момент мне казался вариант создания независимого от муниципальных учреждений творческого коллектива.
Мой театр действительно родился на крыше – пять лет назад у нас был первый спектакль - мужской монолог на крыше - и как-то так все совпало – и текст, и место действия, и актер очень хорошо работал, и драматург был расположен к моим начинаниям, я с ним списалась. В общем, вот так мы появились в Белгороде.
- А почему «Спичка»?
- Инициативная группа, которая в то время вокруг меня образовалась, настаивала, что у театра должно быть название. И как-то само пришло это слово, на каких-то ассоциативных образах – спичка зажигает, она маленькая, но горит.
Через театр за пять лет прошло много людей. Это вообще особенность любого самодеятельного театра – кроме какого-то энтузиазма и наличия свободного времени в определенный промежуток жизни, к сожалению, людей мотивировать больше нечем. Действительно заинтересованного человека в театре может мотивировать нематериальная сторона: участие в спектаклях, радость от работы на сцене, поездки на фестивали, совместное творчество и развитие. Вот пришли ко мне совсем молодые девчонки, старшеклассницы –меньше чем за год им удалось поучаствовать в трех фестивалях. Разумеется, такой опыт и удовольствие неоценимы никакими материальными эквивалентами.
- Вы ведь себя показали и на всероссийском уровне?
- Мы участвовали и в наших региональных фестивалях – «Рассвет» и «На свет щепкинской звезды», а в прошлом году мы впервые выехали за пределы области – нас пригласили на международный фестиваль театрального искусства профессиональных театров, посвященный творчеству Достоевского – 18-й международный фестиваль, который проходил в Нижнем Новгороде. Так получилось, что мы стали там единственным непрофессиональным коллективом, потому что организаторы проявили интерес к моей постановке по книге «Идиот» Достоевского. Нам дали там две награды – приз зрительских симпатий и диплом за лучшее современное сценическое воплощение образа Достоевского – его получила Катя Спиридонова, исполнительница главной роли. Весной этого года были на Самарской «Театромагии». И среди прочих талантливых постановок - их было около 30ти - получили диплом третьей степени за спектакль "Простить себя" по творчеству Ахматовой.
- Насколько можно судить о вашем творчестве – вы не склонны к эпатажу, который обычно свойственен самодеятельным театрам?
- Если у кого-то сложилось такое мнение о самодеятельных театрах, то это неправильно. Все зависит от режиссера, от материла для постановки. А эксперимент должен присутствовать в любом театре, не важно, профессиональный он или любительский. В драматическом театре вообще не должно быть застоя, к которому, к сожалению, склонны многие провинциальные театры, - должно быть движение, развитие, поиск чего-то нового. Молодежная среда, конечно, наиболее близка к эксперименту, но эксперимент, как мне кажется, не должен заканчиваться только формой. Надо уметь в каких-то известных и привычных вещах искать новые смыслы. Я наблюдаю режиссерские работы в Москве, в Санкт-Петербурге – они сами устают от эксперимента с формой, начинают ее упрощать, доводить до какого-то минимализма и делают акцент на внутреннее содержание, вновь и вновь открывают классику.
Современная драматургия, наверное, интересна тем, что не сковывает режиссера никакими рамками. В театре мы работали с пьесами Анны Яблонской, Сергея Астраханцева, сейчас в читке взяли пьесы Олега Канина, совсем молодого драматурга, но его творчество очень мне созвучно.
Скучающее поколение
- А почему именно читки?
- Читки - это внутренний процесс театра работы над драматургических материалом. Публичные читки с привлечением зрительской аудитории - возможность в кратчайшие сроки режиссеру и актерам раскрыть первое впечатление от пьесы в импровизации с образами героев, мизинсценами, эскизом к спектаклю, а зрителям - наблюдать за живыми набросками превращения текста в возможный будущий спектакль. Интересная работа, активизирует все творческие рецепторы актеров, воспитывает вкус, эстетику восприятия, внимание и воображение зрителей.
- И как этот опыт восприняли белгородцы?
- Зрителей было не очень много, мы особо не анонсировали, но те, кто пришли, создали достаточно такую уютную и непредвзятую атмосферу - пришли, посмотрели и сказали, что это интересно. Для нас это была большая работа – за пять дней сделали пять эскизов к спектаклям. В конце августа мы планируем провести еще три читки, хотим привлечь для участия в них людей, популярных в Белгороде каждый в своей области – их поклонники и друзья смогут взглянуть на них в новой роли. Мне всегда интересно работать с людьми из разных творческих сфер.
- Летом театр представил спектакль по пьесе Олега Канина – расскажите о нем.
- Спектакль называется «Фанатицизм, или то, что вы любите», - это пьеса о девушке, у которой по сюжету произошло раздвоение личности, она и упрекает себя, и жалеет за то, что оказалась в каком-то «подвисшем» поколении, которое не знает, что делать – то ли смотреть Феллини на айфоне, то ли идти читать Достоевского, то ли изучать Тарковского, то ли смотреть какие-то тупые сериалы. Она не знает, как поступить, чтобы было легче жить и легче воспринимать этот мир. Она не знает, как найти общий язык со своим молодым человеком - а он оказывается никчемным, бездарным, он не может ее поддержать – и в конечном итоге героине каким-то образом удается внутренне освободиться. Такой открытый финал. Это что касается сюжета - а что имел в виду драматург, что я угадала в его драматургии – сейчас у нас какая-то общая беда этого подвисшего состояния, какие-то бесконечные «качели» существования, стремление к каким-то вымышленным страданиям. Скучающее поколение, которое от скуки начинает придумывать себе забавы – забавы любовных, дружеских отношений – а в итоге получаются какие-то сплошные симуляции. И мне, и моим актерам претит такое состояние – хочется, чтобы, зрители понимали, что оно в принципе неприемлемо, что надо жить по-настоящему!
Оксана ПОЛОВИНКИНА родилась в 1987 году Казахстане, в 6 лет переехала с родителями в Белгород. После школы в 2010 году закончила колледж Белгородского института культуры и искусств. В том же году создала свой театр «Спичка». Летом 2015 года поступила на заочное отделение режиссерского факультета ГИТИСа, мастерская Иосифа Райхельгауза – Театр «Школа современной пьесы».