В результате конкурса, который был проведён Минобрнауки, отобраны 1000 лучших представителей этой профессии, в том числе 10 учителей Белгородской области.
С одной из них – учителем математики муниципального образовательного учреждения «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов» Эльвирой Щербаковой – мы побеседовали накануне профессионального праздника.
Сетевые ресурсы
– Эльвира Николаевна, вы являетесь победителем конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями – за что вас отметили?
– Это результативность работы – причем не только моей, но и моих учеников, которые имеют высокие результаты по государственной итоговой аттестации – ЕГЭ и ОГЭ, положительные результаты участия в муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах по предмету. Я сама активно участвую в профессиональных конкурсах и неоднократно становилась призёром, победителем, лауреатом различных методических интернет–семинаров, областных конкурсов. Команда под моим руководством стала победителем областного конкурса детско–юношеских проектов в сфере культуры здоровья и безопасного образа жизни. Активно работаю в составе групп по реализации инновационных стажировочных площадок. Непрерывно делюсь своим опытом, выступая на школьном, муниципальном, региональном и международном уровнях.
Также я вхожу в состав Совета учебно–методического объединения основного общего образования Белгородской области, являюсь экспертом для осуществления первого этапа экспертизы ЭОР (электронные образовательные ресурсы) на информационно–образовательном портале Белгородской области «Сетевой класс Белогорья», который предназначен не только для учителей, но и для учеников, а также их родителей. Я провожу экспертизу присланных работ и либо возвращаю на доработку, либо они переходят на следующий этап к другим экспертам.
– То есть перспективы – именно в развитии электронных ресурсов при обучении?
– И не только. Но, конечно, они очень эффективны при дистанционном обучении, особенно при обучении детей–инвалидов. Также на своих уроках я регулярно применяю современные сетевые образовательные технологии: использую в своей работе электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, сайты периодических изданий. Сама обучаюсь на дистанционных курсах.
Я уже давно применяю в своей работе интерактивные технологии обучения. Не все, к сожалению, понимают, что интерактивность – это не только компьютер и презентации. Интерактивность – это взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем–либо. Дети, общаясь друг с другом, придумывают какие–то новые приёмы, даже теоремы доказывают сами, не по шаблону – я их к этому аккуратно подвожу. При таком общении важна самооценка и взаимооценка учеников – они сами друг у друга проверяют задания, вместе решают нестандартные задачи. Для реализации данной технологии применяю активные методы обучения.
Обучение в движении
– И какая в них польза ученикам?
– Я считаю, что активные методы обучения дают детям развитие. Мы перешли на новые образовательные стандарты и должны научить детей учиться. Активные методы обучения помогают ребёнку мыслить творчески и, несомненно, сохраняют здоровье обучающихся. Применяя активные методы обучения, непринуждённо подталкиваю детей как можно большую часть урока находиться в движении, а это, конечно же, здоровье. И вообще, весь коллектив нашей школы содействует сохранению и укреплению здоровья учеников. Наша школа – победитель региональных этапов Всероссийских конкурсов «Школа – территория здоровья» и «Олимпиада начинается в школе», призёр Всероссийских соревнований школьников «Президентские игры».
– Все эти методы нужны, чтобы заинтересовать детей? Ведь для многих математика – предмет скучный?
– Да, и чем разнообразнее формы работы учителя, тем она эффективнее. Активные методы обучения – это практическая направленность, игровое действие и творческий характер обучения, интерактивность, разнообразные коммуникации, диалог, использование знаний и опыта детей, движение и рефлексия. Детям самим легче общаться друг с другом, что–то друг другу объяснять, доказывать, спорить. А как они рады, когда доберутся до истины! При общении меньше и психологическое напряжение, легче усваивать материал, особенно сложный. А если есть игровой элемент, наглядность, яркие цвета – это развивает и образное мышление, зрительную память.
Когда–то у меня в классе был мальчик–боксёр, в нём было столько энергии, что он просто не мог досидеть спокойно до конца урока. Я ему разрешала вставать посреди урока и побоксировать – в конце класса стояли шкафы с зеркалами. Он снимал лишнюю энергию и снова садился работать. То есть эту теорию здорового обучения я, как и многие другие учителя, ещё тогда применяла, а сейчас всё вошло в систему.
– А какой опыт учителя перенимают у вас чаще всего?
–Учителям особенно нравится как раз применение активных методов обучения – уже было несколько семинаров, я представляла различные методы, причём не только для учителей математики, проводила мастер–классы для учителей информатики, а также и других предметов, принимала участие в семинарах для директоров и завучей.
У нас много молодёжи, перспективной, увлечённой – сейчас у нас и зарплата достойная, и много хороших школ – есть где себя реализовать. В Дубовской школе я работаю пять лет – школа у нас очень хорошая, методически грамотная администрация, замечательный педагогический коллектив, мы всегда друг друга выручаем, помогаем, делимся опытом.
«Дети всегда дети»
– Никогда не пожалели, что выбрали профессию учителя?
– У меня в жизни был период – я ушла из школы, работала в одном из торговых домов заместителем директора, но вернулась назад, поняла – это не моё. О профессии учителя мечтала с детства, всегда играла в школу. Закончила наш Белгородский университет, училась сначала по специальности «физика, математика», но после второго курса родила сына, перевелась на заочное, где физики нет, так что моя специальность – «математика, информатика». Но математика мне ближе.
– Ваши ученики сегодня как–то отличаются от тех, с кем вы когда–то начинали?
– Знаете, мне кажется, дети и сегодня такие же. Главное, не ставить себя выше их, общаться на равных, не подавлять инициативу. А дети–непоседы были всегда. Сейчас, может, они чуточку раскрепощённее, но с такими и работать интереснее. Дети всегда чувствуют настроение учителя и отношение к ним, поэтому все негативные эмоции нужно оставлять за дверями школы.
– Если бы что–то зависело от вас, что бы вы изменили в современной школе?
– Даже не знаю. Наши учителя идут в ногу со временем, очень много работают и во внеурочное время, дети всё время заняты. Благодаря нашему директору Шатило Валентине Владимировне в нашей школе отличное материально–техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса.
– А как вы отбираете тех, кто участвует в олимпиадах?
– Конечно, по желанию, но мы и постоянно готовим детей к олимпиадам во время неаудиторных занятий. Я использую технологии проектного обучения, когда происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе. И к олимпиадам они у нас приходят подготовленными – так что на амбразуру мы их не бросаем.
– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?
– Хочу поздравить всех, кто имеет отношение к образованию, пожелать достойной зарплаты, благодарных учеников, профессионального развития, личного счастья, а самое главное – здоровья!