- Мы не собираемся руководствоваться желанием отомстить, прежде всего, во чтобы то ни стало, а желанием обеспечить соблюдение прав нашего соотечественника. Мы будем активно поддерживать апелляцию, которую адвокаты Бута планируют подать, и в любом случае будем добиваться возвращения его на родину. У нас правовые инструменты для этого в отношениях с США есть, - сказал Лавров в Астане.
В четверг федеральный суд Нью-Йорка приговорил Бута к 25 годам тюремного заключения, признав его виновным в намерении продать партию вооружения колумбийской леворадикальной группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC). Суд также обязал россиянина немедленно выплатить США 400 долларов пошлины и 15 млн долларов в виде конфискации имущества – в такую сумму оценена планируемая сделка по продаже оружия, которая вменена Буту в вину, сообщает РИА Новости.
Лавров отметил, что в деле Бута было допущено много нарушений, начиная с процесса его экстрадиции в США.
- Я уже не говорю о том, каким образом он (Бут) был выманен и фактически нелегально вывезен в Соединенные Штаты. Потому что, даже когда Таиланд изменил свое решение об отказе в экстрадиции, даже тогда экстрадиция состоялась с нарушением процессуальных норм, которые для таких вещей в самом Таиланде существуют, - добавил министр.
В то же время глава российского МИД подчеркнул, что в случае с Виктором Бутом на суд оказывалось беспрецедентное давление.
Российский бизнесмен Виктор Бут был арестован в отеле Бангкока в марте 2008 года при участии представителей США, где его считают крупнейшим нелегальным торговцем оружием в мире. В августе 2009 года Уголовный суд Таиланда отказал США в экстрадиции Бута на основании политического характера американских обвинений и недостаточности представленных ими доказательств виновности россиянина. Однако в 2010 году апелляционный суд удовлетворил жалобу представителей США на решение нижестоящей инстанции и согласился экстрадировать Бута.
В конце 2011 года суд присяжных в США признал Бута виновным в заговоре с целью убийства американских граждан. При этом судья Шира Шейндлин, председательствующая на процессе, не раз указывала на тот факт, что доказательства обвинения недостаточны.