Талант по наследству
Плетение из соломы - древнее ремесло, которое зародилось более тысячи лет назад. Наши предки владели им в совершенстве. Особенно в этом деле преуспели белорусские мастерицы, чьи работы поражали своим изяществом и красотой.
- Мои родители родом из Белоруссии, так что эти способности, наверное, у меня в крови, - улыбается Ольга. - А увлеклась соломкой я ещё в детстве, помню, как в школьном кружке делала из неё аппликации. Но тогда на этом всё и закончилось.
О своём школьном увлечении Ольга Полякова вспомнила лишь несколько лет спустя, когда выбирала подарок своей маленькой дочурке. Конечно, проще всего было купить какую-нибудь игрушку в магазине, но Ольга решила сделать её собственными руками и тем самым вложить в игрушку частичку своей души. А тут ей, как нельзя кстати, на глаза попалась книжка - плетение из соломы. Липчанка ещё больше загорелась новой идеей.
- Желание было таким сильным, что я даже не стала ждать, когда наступит лето и на полях взойдут посевы, - признаётся мастерица. - Я нашла несколько пучков старой соломы у себя на балконе и стала работать.
Но грубые короткие колоски за много лет так сильно высохли, что никак не хотели сплетаться между собой. А другого, более податливого материала у Ольги тогда не было. Промучившись несколько дней, она решила заменить солому трубочками от коктейлей. И какое-то время плела поделки из них. А как только наступило лето, отправилась в поле - заготавливать материал для новых работ.
Ход конём
Плетение из соломы - кропотливый труд, который требует усидчивости и терпения. И как у всякого ремесла, у него есть свои секреты.
- Если собирать пшеницу, когда она только начинает поспевать, то солома будет чистенькая, белая, - делится мастерица. - А стоит ей постоять подольше, как колоски начинают желтеть, некоторые приобретают рыжеватый оттенок. Такая солома для работы не годится.
Собранный урожай нужно высушить в хорошо проветриваемом помещении, главное - следить, чтобы на солому не попадало солнце, иначе она поменяет свой первоначальный цвет и «загорит». Правда, соблюсти все эти условия в городской квартире, признаётся мастерица, довольно сложно.
- Первое время солома была повсюду, часть нам даже пришлось отвезти на дачу, - говорит Ольга. - Хорошо, родные отнеслись к моему увлечению с пониманием. И даже взялись мне помогать. Когда солома подсыхала, мы всей семьёй обстригали с неё колоски, снимали со стеблей «рубашки» и сортировали по пучкам.
Только после этого, говорит мастерица, можно приступать к плетению. Правда, перед этим на некоторое время нужно замочить солому водой, чтобы та стала более податливой. На одну работу, говорит Ольга Полякова, требуется от нескольких часов до нескольких дней - всё зависит от сложности, размера и мастерства автора.
Например, с гривой для коня Ольге пришлось повозиться и даже освоить парикмахерское искусство. Сначала она расщепляла соломку, а потом накручивала её на бигуди. Кстати, её первой поделкой стала именно лошадь. Потом были соломенные поросята, собачки, птицы, диковинные цветы и куклы.
Оценили иностранцы
Каждая работа мастерицы уникальна. Вы не встретите двух одинаковых. Правда, надолго они у мастерицы не задерживаются. Почти сразу расходятся по родственникам и друзьям. Также их можно увидеть на выставках и различных фестивалях. Например, в этом году для межрегионального фестиваля «Золотые кружева России» липецкая мастерица сплела из соломы салфетку. А в прошлом году творения Поляковой побывали в Каннах на фестивале Российского искусства. Вот удивились французы, увидев соломенные цветы! Кстати, иностранцы - большие ценители произведений народного творчества.
- Несколько работ находятся за границей. Соломенного оленя моя знакомая отвезла в Италию, ещё несколько фигурок отправились в Америку, - говорит Ольга Полякова. А однажды её попросили сделать подарок одному высокопоставленному лицу в Лебедяни. Липчанка решила сплести ему соломенного лебедя. Но потратила на работу больше времени, чем планировалось, и запоздала с подарком. Пришлось оставить лебедя у себя, но Ольга нисколько не расстроилась.
- За это время я так к нему привыкла и полюбила, что мне жалко было его продавать, - говорит мастерица. С некоторыми своими работами она никогда не расстаётся, говорит, они для неё слишком дороги. Всего за восемь лет Ольга Полякова сплела несколько десятков разных зверушек, кукол и цветов. А сейчас обучает этому ремеслу других. Она ведёт кружок «Соломенная сказка» в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.
- Мне бы хотелось передать им своё мастерство, - признаётся она. - Ведь только так можно сохранить многовековые традиции.