17-18 сентября Тамбовский областной театр им. Луначарского открывает свой 229 сезон. О том, как отдохнули артисты летом, какие премьеры ожидают зрителей, и появился ли у труппы свой режиссер, беседуем с директором театра Петром Куликовым.
Не успели приступить к диалогу с главным человеком театра, как один за другим стали раздаваться телефонные звонки. А потом и вовсе из коридора донеслось: «Мы тут стулья из городской думы привезли. Куда их ставить?». Сразу возник вопрос: «А не провел ли директор в этих стенах свой отпуск?»…
Не выбились из колеи
Лариса Щербинина, АиФ: Петр Иванович, как провели летний отпуск?
Петр Куликов: Для меня отпуск - формальность. Когда нужно планировать работу на полгода вперед, выключиться из этого процесса невозможно. Поэтому стараюсь воспринимать отдых, просто как смену деятельности.
Вообще, главный человек в театре – актер. Вот от того, как он отдохнет, и зависит общий приток вдохновения.
- И как отдыхают ваши актеры? Сильно выбиваются из колеи?
- По-разному отдыхают. Кто-то выезжает за пределы региона, кто-то предпочитает нашу базу отдыха в Сосновом углу рядом с рекой. Надо сказать, что актеры быстро приходят в форму. Многие даже начинают скучать по работе. И потом, когда заканчивается отпуск, есть определенный период, чтобы успеть настроиться на нужный ритм. В конце лета труппа собирается, и мы выезжаем со спектаклями в оздоровительные лагеря, детские сады. Постепенно восстанавливается репертуар, который попадает в афишу нового сезона.
В кафе за столиком
- Чем откроете новый 229 театральный сезон?
- Премьерой «Волки и овцы» по одноименной пьесе Александра Островского. Кстати, с этой постановкой нас уже пригласили на фестиваль в Липецк, который пройдет в октябре. Спектакль поставлен московским режиссером Аркадием Кацем. Тамбовчанам он уже известен по работе над «Чайкой», которая открывала прошлый сезон. И мы рады, что талантливый мастер снова согласился поработать в Тамбове. Ведь, прежде всего, это – великая школа для актеров.
- Хорошо, а с главным режиссером в театре определились?
- Пока нет. Это очень сложный процесс. К сожалению, не все могут отвечать тем требованиям, которые мы предъявляем к главным режиссерам. А менять их каждый год не хочется. Это же не просто очередной мастер, который приехал, какое-то время поработал с труппой и уехал. Прежде всего, главный режиссер должен иметь концепцию развития театра, видеть проблемы в творческой составляющей.
Мне нравятся суждения великого английского режиссера Питера Брука. Он говорит о своей профессии, что, прежде всего, это - постоянное желание работать. Режиссер не должен задавать вопросы: сколько ему будут платить, какие условия предоставят. Нужно уметь работать везде – даже за столом в кафе.
«Театр должен жить будущим»
- Признайтесь, кого все-таки держите на примете для работы в ближайшее время?
- Есть молодые ребята, завившие о себе, как талантливые художники. Например, мы ведем переговоры с Талгатом Баталовым – актером и режиссером «ТЕАТР.DOC» в Москве, выпускником школы-студии МХАТ. У него интересный взгляд на жизнь, сильная школа. Один проект с Талгатом Баталовым у нас запланирован на октябрь, другой – на декабрь. Но пока не буду раскрывать всех карт.
Интересны задумки и наших мастеров. Так, 16-17 октября выйдет в свет премьера классического водевиля «Московская гетера». Ставит ее Николай Елесин – бывший главный режиссер театра.
- Говорят, что в этом году будете уделять особое внимание молодому зрителю…
- Нельзя работать только для детей и взрослой публики. Театр должен жить будущим. И если мы сейчас не привлечем студентов, то потеряем зрителя через несколько лет. Мы должны убедить молодую публику, что и здесь есть пространство для их фантазий, переживаний.
Да, взрослый зритель со сформировавшимся мировоззрением всегда очень интересен. Он приходит увидеть, образно говоря, отражение свое опыта. Молодые же только формируют взгляд на мир. И мы обязаны участвовать в этих процессах. Ведь театр изначально и был придуман для того, чтобы жизненный опыт, накопленный старшими поколениями в драматургии, передавать дальше.
- Да, но для этого нужно поднимать и те проблемы, что актуальны для молодежи.
- Проблемы не меняются на протяжении нескольких столетий. Взять «Ромео и Джульетту», сюжет которой известен всем. Пришел к нам молодой московский режиссер Михаил Рахлин и решил пьесу не классически, не «костюмно», а в такой стилистике, что спектакль выдержал 12 аншлагов. Для провинции - впечатляющая цифра. Хотя, среди зрелой публики отзывы были разными. Но мы не можем жить только устоявшимися формами; театр – это вечный эксперимент.
- Сколько постановок запланировано на новый сезон?
- Есть такое понятие, как государственное задание. И мы обязаны его выполнить. Всего на два театра – драматический и кукольный – запланировано 11 спектаклей, включая новые или капитально восстановленные работы.
- Будут ли новые лица в актерской среде?
- Да, мы приняли молодого актера - Сергея Григорьева. Это выпускник нашего университета. Он уже успел на практике войти в репертуар и влиться в состав труппы. Участвует в двух спектаклях. Надо сказать, что в наш театр практически каждый год приходит по одному новичку. Между тем, текучесть кадров, как говорится, «на нуле».
- Петр Иванович, «удочки» по поводу Рыбаковского фестиваля уже закидываете?
- Обязательно. Ведь это будет X, юбилейный фестиваль, и подготовка к нему должна быть особенно ответственной. Уже ведем переговоры с театрами Москвы и Санкт-Петербурга. Создавая концепцию юбилейного события, хотелось как-то иначе взглянуть на те 10 лет, что пройдены нашим фестивалем. Возможно, будет больше гостей. И, все-таки, сейчас трудно говорить о каких-то деталях. Основные задачи Рыбаковского фестиваля будут решать наши эксперты, известные театральные деятели. Среди них: Григорий Заславский, Николай Жегин, Ольга Галахова.
Не в деньгах счастье
- Поговорим о материальном. Трудно сегодня выживать театру?
- К сожалению, в связи с кризисом снижаются возможности населения посещать учреждения культуры. Хотя потребность такая есть. Поэтому ожидать большого притока зрителей мы не можем. Надо реально оценивать ситуацию, и думать, на чем можно заработать, кроме спектаклей. У нас нет бюджетных средства для новых постановок. Субсидии мы получаем только на зарплату и на оплату коммунальных услуг. И то - не в полной мере.
К сожалению, сейчас настали такие времена, когда слово «деньги» чрезмерно употребляется во всех сферах жизни. Лично для меня не очень комфортно, что материальные блага стали мерилом счастья, радости. Искусство никогда не измерялось доходами. Театр априори - очень затратное и убыточное заведение. Попробуйте где-то найти театр процветающий, коммерческий.
- А как же частные театры?
- Да, это интересная форма работы, где можно применять большие возможности для творческих экспериментов. Таких театров, не сдержанных традициями, сегодня очень много в Европе. Но что такое частный театр? Это труппа из пяти-шести человек и один спектакль на сезон. С ним и ездят по всем городам и весям. После же труппа распускается и собирается только под новый спектакль.
- Значит, мы остаемся приверженцами репертуарного театра?
- Репертуарного театра, как основной формы театральной деятельности, нет нигде, кроме России. Везде – театр-проект. Понятно, что высчитывается его коммерческая составляющая. Но каждый такой театр показывает ежедневно один спектакль на протяжении всего года. Сравните: в нашем репертуаре больше 20 постановок. Примерно 16 репертуарных дней в месяц. И все их нужно прокрутить.
Совсем недавно закончилась кампания, когда инициативная группа в столице хотела погубить репертуарные театры, и сделать театры-проекты. Представляете, если бы это коснулось Тамбова? Оставив одну постановку на весь сезон, мы бы вынуждены были лишить работы мастеров наших цехов: бутафоров, декораторов и других. Тогда легче было бы закупать декорации в других городах, где этот спектакль уже прошел. В Тамбове, где 280 тысяч населения, достаточно было бы пяти-шести сеансов, чтобы посмотрели все желающие. А дальше что?
Платоновская философия в куклах
- Чем порадует юных зрителей в нынешнем сезоне «куколка»?
- Театр кукол уже открыл свой сезон 11 сентября «Красной шапочкой». Прошлый сезон для них был очень плодотворным, но задумок хватит и на нынешний. Сейчас работаем над спектаклем по Андрею Платонову для среднего школьного возраста и для взрослых. В основе - очень интересный материал, наполненный платоновской философией. Для юного зрителя готовится актуальный спектакль по правилам дорожного движения. По весне начнем работать над «Русалочкой».
Но самое главное событие для «куколки» - второй Международный фестиваль «Преданья старины глубокой». Состоится он в конце марта. В Тамбов мы пригласим коллективы из Астаны, Таджикистана, также приедут наши друзья из Белоруссии. В целом, ожидается хороший интернациональный состав.
В свою очередь, мы приглашены на фестиваль в Белгород. Надеемся, что творческий запал, заданный «маховику» кукольного театра, будет наращиваться.