Среди участников встречи были жители, пережившие немецко-фашисткую оккупацию и участвовавшие в освобождении города. О работе подпольщиков в Орле в годы войны рассказал Владимир Самарин, известный орловский журналист:
– 3 октября 1941 г. немецкие войска захватили Орёл. «Отдан город, город-птица, город-богатырь…» – так об этом событии писал Борис Пастернак. Меня изумили эти строчки. Как так – отдан? На протяжении долгого времени я проводил собственное расследование об истории оккупированного Орла. И одним из подтверждений о сдаче города врагу стала телеграмма от 4 октября 1941 г. А. Тюрина – командующего Орловским военным округом. В ней он сообщал, что с юга и с севера немцы атаковали Орёл. И перечисляет воинские формирования, которые находились в городе и могли сопротивляться врагу: полк НКВД численностью 1000 человек, 48-й запасной стрелковый полк – 2000 человек, 5 противотанковых артиллерийских полков, подразделение зенитной артиллерии, 3 полка ополчения. К тому же столичный отдел НКВД направил на спасение Орла воздушно-десантные войска, танковую бригаду Катукова и армейский корпус Люлюшенко.
Как так получилось, что город был сдан врагу практически без боя? Оказывается, по распоряжению первого секретаря обкома половину находящихся в Орле военных направили в Елец, другую половину – в Болхов. А ещё раньше в Елец отправился объединённый отряд НКВД, а руководство чекистов – во Мценск. Город попросту сдали. А ведь в нём остались брошенными четыре госпиталя, детский дом. Ни одного раненого, ни одного еврея эвакуировано не было!
В оккупированном немцами Орле бургомистра выбирала немецкая комендатура. Видимо, у фашистов уже были списки авторитетных граждан, поэтому должность городского главы предложили фельдшеру Алексею Афанасьевичу Шалимову.
У нас принято считать бургомистров и других жителей, которые занимали административные посты в военное время, продажными шкурами и подлецами. Действительно, были и такие, которые наживались на несчастьях простых граждан. Но, как показывает история, встречались среди них и истинные патриоты.
Так, при Алексее Шалимове руководителями отделами здравоохранения, главными врачами и специалистами всех работающих в оккупированном городе лечебных заведениях были назначены советские офицеры-врачи Орловского окружного военного госпиталя.
К тому же известно, что даже в годы оккупации работал Орловский краеведческий музей. Приказ о его открытии Алексей Афанасьевич подписал почти сразу же после своего назначения на должность городского главы, а директором стала заведующая фондами музея Н. В. Орлова. Работал и Тургеневский музей. В книге отзывов за время оккупации появилось 5 500 отзывов, 3 500 из них – записи немцев.
В это время был открыт кукольный театр, в котором ставили только русские народные сказки.
По инициативе бургомистра Алексея Шалимова в Орле заработали пять храмов. Он всячески старался поддерживать изнурённый голодом и работами народ.
В это время массово открывались частные ремесленные мастерские. Занятых на кустарных предприятиях людей не принуждали к общественным работам на немецких военных объектах. Кстати, при нём не произошло ни одного насильственного угона жителей в Германию и ни одного массового расстрела евреев.
В марте 1942 года Алексей Афанасьевич был арестован гестапо и расстрелян «за связь с партизанами».