aif.ru counter
11.06.2013 12:37
Елена ДЕРЕВЯНКИНА
234

Эдуард Бояков: «Воронежу, как и любому российскому городу, не хватает вкуса и творческого драйва»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Черноземье 05/06/2013

Воронеж, 11 июня – АиФ-Черноземье. Недавно в Воронеж из столицы прибыл Эдуард Бояков, продюсер, театральный режиссер, педагог и создатель знаменитого фестиваля «Золотая маска». Он намерен не только сам обосноваться в нашем городе, возглавив местную академию искусств, но и мало того – пригласить сюда многих звёзд театра и кино. 

Чем можно заманить столичных знаменитостей, есть ли будущее у провинциального искусства, и ждать ли революций в вузе нашей культурной богемы – об этом «АиФ-Черноземье» расспросил у самого режиссёра.

Учиться у студентов

АиФ: – Что заставило вас покинуть Москву и вернуться в провинцию?

Э.Б.: – Хоть и прошло много времени, как я уехал, город по-прежнему мне близок и дорог. В Москве больше суеты, амбиций, а здесь есть возможность погрузиться в процесс. Кроме того, я рассчитываю не только дать, но и взять: реализовать свои идеи в образовании, например. Хорошая школа питает не только учеников, но и педагогов. Мне судьба подарила возможность работать в Большом и Мариинском театрах, во МХАТе, на крупных фестивалях, сотрудничать с Валерием Гергиевым, Львом Додиным... Сейчас настала пора делиться опытом. 

Что касается материальных вопросов, то я могу позволить себе жить где угодно: хоть в Нью-Йорке, хоть в Москве. Но я выбираю Воронеж именно потому, что здесь есть возможность глубокого погружения и строительства чего-то серьёзного.

АиФ: – Что вы планируете привнести в учебный процесс?

Э.Б.: – Я только что смотрел спектакль студентов – отличные ребята, живые, яркие, талантливые. Они поют, танцуют, читают. Но они это делают под фонограмму. Как будто у нас нет музыкального факультета! Это иллюстрация того, с чего я начну: с интеграции между театральным, музыкальным и живописным факультетами. Сегодня границы между жанрами и языками стираются. С каждым месяцем всё сложнее понять, где спектакль, где кино, а где музыка: часто спектакль выглядит как кино, а кино как танец. 

Современное художественное образование должно быть более универсальным. Нужно создать академию, открытую другим языкам и жанрам. Кроме того, студенты должны начать работать на город: устраивать концерты, спектакли. Это помогает и учёбе – можно видеть реакцию зрителя на свою игру. Если зритель говорит по телефону, значит, ты его не заинтересовал. Нужно не просто прочесть текст, а перекинуть мостик к сердцу зрителя, чтобы тот переживал сильные эмоции.

Ближе к звёздам         

Досье
Эдуард Бояков родился в 1964 году в Дагестане. В 1990 году окончил факультет журналистики ВГУ, а в 1994 – Московскую международную школу бизнеса и Российскую экономическую академию им. Плеханова. Создатель фестивалей: «Золотая маска», Московского пасхального (совместно с Валерием Гергиевым), современной пьесы «Новая драма», детского театрального «Большая перемена». Продюсер и постановщик спектаклей в Большом, Мариинском театрах, МХТ, Метрополитен-опера, театрах «Практика», «Сцена-Молот», «Политеатр» и других.

АиФ: – Слышала, что вы хотите пополнить ряды преподавателей звёздами театра и кино…

Э.Б.: – Завтра лечу в Петербург встречаться со Славой Полуниным (актёр, режиссёр, клоун – Ред.), Михаилом Шемякиным (художник, скульптор), Антоном Адасинским (актёр, режиссёр, хореограф), Андреем Могучим (театральный режиссёр). Это большие личности и, конечно, без людей такого масштаба современный вуз не построить.

АиФ: – Чем вы их привлечёте?

Э.Б.: – Денег больших, понятно, у нас не будет. Столичного флёра, ради которого люди едут в Париж или Нью-Йорк и готовы жить даже в плохих отелях, в Воронеже тоже нет. Поэтому выход один – увлечь идеей. Мне хочется построить уникальный вуз, где всё основывается на творчестве. Люди, о которых я говорю, очень успешны в профессии, но многие из них не счастливы в вопросе передачи своих знаний. Им будет интересно работать друг с другом. Если я сумею их увлечь, они поедут, не думая о деньгах. 

Но мы должны отдавать себе отчёт, что звёзды, которых я собираюсь приглашать, вуз не построят, его построят педагоги, которые находятся здесь. Звёзды – это вишенка на торте, огонь должны поддерживать те, кто ежедневно общается со студентами.

Перемены к лучшему?

АиФ: – Как за время вашего отсутствия изменилась культурная и в частности театральная жизнь Воронежа?

Э.Б.: – Меня не было 20 лет, но я всё-таки приезжал в город. Вот 10 лет назад он меня расстроил. Было ощущение разрухи не только физической, но и, как говорят классики, – в головах. Сейчас Воронеж меняется на глазах. Уровень реконструкции зимнего театра высочайший, такого в стране нет. Нашей академии придётся этому соответствовать. 

А вот чего не хватает городу? Пожалуй, лидеров – ярких личностей. Таких, к которым бы весь город относился с интересом. Их, кстати, мало и в политике, и в бизнесе. Это штучный товар, за них прежде всего должны конкурировать города, и у Воронежа есть все шансы эту конкуренцию выиграть.

АиФ: – О фестивалях вы знаете не понаслышке. Как оцениваете Платоновский фестиваль – участников, цены?

Э.Б.: – Я не из тех, кто будет раздавать дежурные комплименты. Но Платоновский фестиваль, действительно, один из лучших в России. У него невероятная программа, в ней нет ни одного слабого места. 

Конечно, тяжело увидеть результаты таких вещей сейчас. Мы их получим лет через 10-20, когда кто-то из нынешней молодёжи станет новым Стравинским. А всё из-за того, что он когда-то услышал Плетнёва и решил свою жизнь отдать музыке. Может, это вообще фестиваль для одного человека – будущего гения, который прославит Воронеж как Андрей Платонов.

Про цены много слышал. Может, со мной не все согласятся, но фестиваль, который продаёт билетов на 14 млн рублей, – это прекрасно! За счёт этого появляется возможность позвать кого-то ещё. И это показывает, что настоящее искусство может быть конкурентоспособным, нужным людям. Надо избавиться от халявы, друзья! Люди не сетуют, что билеты в кино дорогие, а десерт в кафе стоит 300 рублей – эти деньги они готовы платить. А почему считается, что искусство должно быть бесплатным?

АиФ: – Где собираетесь брать деньги на воплощение своих планов?

Э.Б.: – Если мы сможем увлечь тех людей, о которых я говорил, то они с собой принесут деньги. Рядом с ними захотят быть спонсоры, региональная и федеральная власть тоже отреагирует. Причём спонсорские деньги играют очень важную роль – это показатель того, что вуз нужен городу. Во всём мире образование имеет огромный бюджет за счёт своих бывших выпускников. Люди, которые окончив вуз, со временем богатеют и понимают, что нужно и отдавать. Ты же не бросишь свою маму, ты будешь помогать ей. 

А вообще я мечтаю о двух вещах: во-первых, чтобы мы создали благоприятную ситуацию для развития художников, а во-вторых, чтобы академия влияла на город: изменяла к лучшему дизайн афиш, вывесок, меню и проч. Воронежу, как и любому российскому городу, не хватает вкуса и творческого драйва. Но я чувствую, что это приходит, город оживает последние годы…

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество